Министерство транспорта Архангельской области

Ближе к природе: как ремонт дорог помогает развивать экотуризм

Полюбоваться первозданными пейзажами: горами, водопадами, долинами, посмотреть на редкие виды растений, диких животных в естественной среде можно на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Поэтому такие места — одно из главных достояний России. Они занимают 13% от всей площади страны — около 245 млн га. 

По национальному проекту «Инфраструктура для жизни» обновляют региональные и местные дороги, которые ведут в том числе к заповедникам, нацпаркам, заказникам и другим ООПТ. Благодаря этому путешественникам их удобнее посещать. Рассказываем о некоторых проектах, которые реализуют в 2025 году.

Увидеть Россию во всей красе

Всего в этом году по нацпроекту по всей стране приведут в порядок 151 участок на маршрутах, которыми гости добираются до ООПТ. Специалисты обновят более чем 1 тыс. км региональных дорог, ведущих к заповедным территориям.

«Качественные дороги с безопасными развязками и удобными придорожными сервисами играют важную роль в развитии туристической инфраструктуры. Это особенно актуально для автотуристов, которые исследуют регионы на машине. Чем комфортнее маршруты, тем доступнее для гостей интересные места, включая отдаленные природные достопримечательности и заповедники»‎, — подчеркнул вице-премьер Марат Хуснуллин.

Замглавы Росавтодора‎ Игорь Костюченко, в свою очередь, отметил, что инвестиции в дорожную инфраструктуру — это важный вклад в сохранение уникальных экосистем. Работы на большинстве объектов проводят комплексно. Они включают не только обновление асфальтобетонного покрытия, но и укрепление земляного полотна и обочин, организацию водоотвода.

«Эти и ряд других мер обеспечивают долговечность дорожной одежды. А чем качественнее выполнен ремонт, тем ниже риск его повторного проведения, — объясняет замглавы Росавтодора‎. —Только так можно минимизировать воздействие на природный ландшафт и обеспечить баланс между доступностью заповедных территорий и их сохранением».

В гости к лосям, косулям и уткам-пеганкам

В Новосибирской области по нацпроекту ремонтируют подъезд к природному заказнику федерального значения «Кирзинский». На территории 119,8 тыс. га живут около 80 видов млекопитающих и почти 350 видов птиц. Это дом крупнейших в Западной Сибири популяций лося и косули, многочисленных кабанов, орланов-белохвостов, черноголовых хохотунов, пеликанов, уток-пеганок, чеграв. Многие обитатели заказника включены во всероссийскую и региональную Красные книги.

Тот же маршрут ведет и к озеру Чаны — крупнейшему в области и третьему по величине в Сибири. Это важная точка на пути миграции многих видов птиц, в том числе вымирающих. Чановская озерная система включена в перечень водно-болотных угодий международного значения. Также она входит в международный список ключевых орнитологических территорий.

К «Кирзинскому» и Чанам ведет дорога Барабинск — Зюзя — Квашнино. Специалисты обновляют ее 9-километровый участок. Помимо туристов, которые стремятся посетить «Кирзинский» и Чаны, этим маршрутом также пользуются жители нескольких сел. По нему можно попасть в районный центр или выехать на федеральную трассу Р-254 «Иртыш».

Реконструкция началась в прошлом году и продлится до 2027-го. За это время на нескольких участках дороги обновят не только верхний слой покрытия, но и основание. Работы позволят увеличить пропускную способность трассы.

В предыдущем сезоне на первом 3-километровом участке уже уложили асфальтобетонное покрытие, укрепили обочины и нанесли временную разметку. Сейчас идет второй этап: основание и верхнее покрытие обновляют на 3 км возле села Зюзя. Все работы планируют завершить до 2027 года.

Параллельно специалисты уже готовят проект, чтобы в будущем дополнительно отремонтировать еще 12,6 км той же трассы.

Ближе к природе: как ремонт дорог помогает развивать экотуризм
Александр Кряжев/РИА Новости

Узнаем традиции Русского Севера

В Архангельской области по нацпроекту капитально ремонтируют путь к Кенозерскому национальному парку. Это не только федеральная особо охраняемая природная территория, но и один из международных биосферных резерватов ЮНЕСКО. Там зарегистрировано 50 видов млекопитающих, 263 вида птиц, около 800 видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу России и Международного Союза охраны природы. В почти 300 озерах и реках обитают 28 видов рыб и два вида миног.

А еще ‎Кенозерье ‎играет важнейшую роль в сохранении исторического наследия Русского Севера. На территории нацпарка сохранилось немало старинных сельских поселений, а также памятников как христианства, так и ранних языческих верований: «святых» рощ, часовен, поклонных крестов. В некоторых местах все еще живут люди — носители традиционной культуры. 

В этом году по нацпроекту по всей стране приведут в порядок 151 участок на маршрутах, которыми гости добираются до особо охраняемых природных территорий

Дорожные работы ведут на 13,6 км региональной трассы Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож. Это своеобразная «перемычка‎» между двумя федеральными магистралями М-8 и А-119. Первая соединяет Архангельск с Москвой, а вторая ведет из Вологды в Медвежьегорск. «Перешеек‎», о котором идет речь, — единственный способ напрямую попасть из Карелии в Архангельскую область.

За предыдущие годы между Долматово и Пудожем уже привели в порядок более 190 км региональной дороги. В нынешнем сезоне капитальный ремонт продолжают на участке с 239-го по 253-й километр. До сих пор он был гравийным, поэтому в межсезонье и во время обильных дождей там образовывались колеи, бугры, трещины. Теперь на участке уложат асфальт. Заодно на этом отрезке обновят автобусные остановки. Полностью завершить работы планируют до конца следующего года.

Ближе к природе: как ремонт дорог помогает развивать экотуризм
Министерство транспорта Архангельской области

Изучаем побережье Финского залива

В Ленинградской области работы по нацпроекту параллельно идут сразу на нескольких маршрутах, ведущих к региональным особо охраняемым природным территориям.

Один из самых значимых для региона проектов — капитальный ремонт моста через Лугу на шестом километре дороги Лужицы — Первое Мая. Через него пролегает путь в Кургальский заказник, охватывающий территорию на берегу Финского залива и часть акватории с несколькими островами. Это место, где на отдых во время миграции ежегодно останавливаются десятки тысяч птиц. Кроме того, там же с мая по октябрь собираются до 400 серых тюленей и около 30 очень редких балтийских кольчатых нерп. Всего в заказнике обитают не менее 45 видов млекопитающих, включая бурых медведей, рысей, волков, лосей, кабанов.

Мост через Лугу построили в 1958-м. Сейчас он уже не справляется с потоком транспорта. За прошедшие десятилетия интенсивность движения выросла с 600 до 10 тыс. автомобилей в сутки. Это связано в том числе с развитием морского торгового порта Усть-Луга. «В ходе капитального ремонта будут полностью демонтированы существующие железобетонные пролетные строения, часть промежуточных, а также крайние опоры, — рассказывает руководитель Государственного казенного учреждения Ленинградской области „Дирекция дорожного строительства“ Дмитрий Донской. — Длина моста сохранится — 243 м, но увеличится его ширина. Также мы обустроим полосу безопасности и два полноценных тротуара по 1,5–2 м».

По соседству в том же районе области специалисты приводят в порядок участок дороги Копорье — Ручьи, которая ведет к Котельскому заказнику. Там под охрану взяли часть побережья и акватории Финского залива, а также пять крупных озер, образовавшихся во время последнего Ледникового периода. Пресные водоемы соединили друг с другом системой протоков. Это место — дом десятков редких видов растений, животных и птиц.

Скоро увидеть все это станет проще. На 11-километровом отрезке дорожники расчистят полосу отвода, уложат новое двухслойное асфальтобетонное покрытие, отремонтируют водоотводные трубы. А еще рабочие оборудуют пешеходные переходы и остановки общественного транспорта.

На противоположном берегу Финского залива, в Выборгском районе на границе с Санкт-Петербургом, в этом году преобразится участок дороги Голубые Озера — Поляны. По ней туристы добираются в Гладышевский заказник. Это единственное место в Северной столице, где можно встретить пресноводных моллюсков — жемчужниц европейских. Они занесены в Красную книгу России. А главная причина, почему местные реки и озера взяли под охрану, — атлантический лосось и морская форель кумжа. Туда они приходят для размножения, поэтому для стабильности популяций критически важно сохранять в нерестилищах подходящие условия.

На ремонтируемой дороге на отрезке в 14,5 км уже начали снимать старое покрытие. Впереди — обновление асфальта и укрепление обочин.

Ближе к природе: как ремонт дорог помогает развивать экотуризм
Дорожный комитет Ленинградской области

Любуемся красотой Кавказа

В Кабардино-Балкарии по нацпроекту обновляют трассу Малка — Ингушли, которая ведет к национальному парку «Приэльбрусье». По ней туристы приезжают в популярное урочище Джилы-Су на северном склоне Эльбруса. Оно знаменито своими водопадами и большим количеством теплых термальных источников.

А еще по той же дороге можно попасть в заказник регионального значения «‎Нижне-Малкинский»‎. Там путешественники могут увидеть медведей, туров, европейских косуль, серн. Среди пернатых обитателей этих мест — горные куропатки и улары, альпийские галки, кавказские тетерева, краснокрылые стенолазы.

В районе Малки на участке протяженностью 8,1 км рабочие меняют асфальтовое покрытие, устанавливают бордюры. Впереди — обустройство дороги элементами, которые повысят безопасность движения.

Тем временем ремонт 2-километрового отрезка дороги, ведущей в региональный заказник «Озрекский», уже завершился. Эта особо охраняемая природная территория расположена на левом берегу Терека и занимает 9,6 тыс. га. Исчезающие виды животных и растений там оберегают с 1964 года.

Обновленный отрезок находится на маршруте, который соединяет село Озрек на границе заказника со станицей Александровской в глубине ООПТ. Дорожники обновили основание и уложили два слоя асфальта, обустроили тротуары, установили ограждения. Возле нерегулируемых пешеходных переходов появились светофоры.

«Развитие транспортной инфраструктуры вблизи особо охраняемых природных территорий требует деликатного подхода — важно не только обеспечить комфорт и безопасность для жителей и туристов, но и сохранить уникальную природу Кабардино-Балкарии. Поэтому работы ведутся с учетом всех требований экологической безопасности и рационального природопользования», — подчеркнул директор регионального дорожного управления Индар Тугов.

Ближе к природе: как ремонт дорог помогает развивать экотуризм
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарии

Отправляемся в путешествие

В 2024 году особо охраняемые природные территории в России посетили более 17,5 млн человек. И в ближайшие годы эта цифра, как ожидается, будет расти. Планируется, что к 2030 году ООПТ примут 20 млн гостей. Развивать это туристическое направление помогает национальный проект «‎Экологическое благополучие».‎

Легко спланировать поездку по особо охраняемым природным территориям можно на порталe эко.путешествуем.рф

Удобный «‎зеленый»‎ маршрут можно подобрать на портале эко.путешествуем.рф. С его помощью легко спланировать поездку, которая пройдет на особо охраняемых природных территориях. Система фильтров позволит подобрать подходящий вариант с учетом сезона и уровня физической подготовки.

На сегодняшний день на национальном туристическом портале размещено уже более полусотни материалов об экологических маршрутах, которые охватывают около 60 регионов России.

Подпишитесь на новости национального проекта