Личный архив

Бизнес в красках: как Екатерина Кузьмина зарабатывает на иллюстрациях

В 2023 году федеральная программа «Мама-предприниматель» перезапускается, чтобы стать более удобной и доступной для женщин, которые мечтают открыть свое дело. Одна из победительниц программы 2020 года Екатерина Кузьмина живет в Санкт-Петербурге. Она рисует на заказ портреты для семейных альбомов и украшения интерьеров. Благодаря участию в проекте ей удалось найти новых клиентов и расширить бизнес.

Первые штрихи

Хобби действительно может перерасти в собственное дело, как это и произошло с Екатериной. Интересно, что она не профессиональный художник — специалист по PR, а рисованием увлеклась совсем недавно.

«Все началось с фэшн-иллюстраций. Это мое увлечение, и во время пандемии я стала уделять ему больше времени», — рассказывает героиня.

В стремлении сделать из рисования бизнес Екатерину поддержал муж, а дети, семилетняя Арина и пятилетний Артем, относятся к творчеству мамы с большим интересом.

У работ Екатерины есть особенность — на них всегда изображены реальные люди. На природе, в интерьере или на городской улице. Свои произведения художница описывает как «что-то среднее между скетчем и фэшн-иллюстрацией, есть элементы и того, и другого».

Все началось с фэшн-иллюстраций. Во время пандемии я стала уделять этому увлечению больше времени

Первые скетчи Екатерина нарисовала для себя, потом — для друзей. Постепенно собралось приличное портфолио, и она начала выкладывать картины в соцсетях. Появились первые заказчики, которых привлекла идея получить свой рисованный портрет, портреты родных или друзей для подарка. В основе всегда фотография. В работах Екатерины герои всегда обладают портретным сходством с оригиналом.

Одну из самых сложных картин, которую заказывали нашей героине, надо было реализовать на стене. С заказом она справилась, но предпочитает работы на бумаге — их можно повесить на стену, а потом перевесить на другую или забрать с собой при переезде.

От дизайна до летописи

Екатерина видела, что ее работы пользуются спросом, к тому же не встречала похожих предложений ни в Санкт-Петербурге, ни где-либо еще. Клиенты приходили в основном благодаря «сарафанному радио» и через соцсети. Женщина поняла, что у бизнеса есть потенциал и пора выходить на новый уровень. В 2020 году она подала документы на конкурс «Мама-предприниматель» в центре «Мой бизнес».

Наша героиня рассказывает, что победа далась ей легко: «Мне позвонили и предупредили, что в течение недели нужно будет посещать лекции, а затем защитить свой проект. Я защитилась удачно и выиграла!»

После победы в конкурсе «Мама-предприниматель» Екатерина начала работать не только с частными, но и с корпоративными заказчиками

Обучение было коротким, но результативным. Кузьмина придумала название для своего уникального проекта — «Иллюлица», соединив в одном слове два — иллюстрации и лица. Она разработала новые направления, нашла возможность расширить и сегментировать предложение. Начала работать не только с частными, но и с корпоративными заказчиками.

Одним из новых направлений стал «Тайный иллюстратор» — это работа на общественных площадках, когда гости заранее знают, что среди них будет художник, который нарисует участников и преподнесет им скетчи в конце мероприятия.

Бизнес в красках: как Екатерина Кузьмина зарабатывает на иллюстрациях
Личный архив

Екатерина также изготавливает эксклюзивные книги с иллюстрациями, на которых изображены члены семьи и другие близкие люди. Называется это направление «Иллюальбомы».

«Я считаю эти заказы особенными. У каждого своя история, это настоящая ценность — семейная картинная галерея в твердом переплете», — говорит она. 

Художница также оформляет интерьеры, сотрудничая с архитекторами и дизайн-бюро в Санкт-Петербурге и других городах. Ее скетчи включают в готовые проекты оформления квартир и домов.

Екатерина продолжает делать и иллюстрации на заказ, которые чаще всего преподносят в подарок. Она отмечает: «В начале проекта мне показалось необычным, что мужчины предпочитают дарить любимым женщинам эмоции через скетчи, чтобы вновь переживать счастливые моменты». 

Как сделать первый шаг

Программа «Мама-предприниматель» действует при поддержке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», инициированного президентом России Владимиром Путиным. Чтобы участвовать в программе, нужно подать заявку в один из 84 центров «Мой бизнес», которые действуют в 62 регионах России, или на сайте «Мама-предприниматель».

Программа разработана специально для женщин, находящихся в декрете или воспитывающих несовершеннолетних детей. Во время обучения начинающие предпринимательницы получают много практических знаний, которые подкрепляют во время тренингов с экспертами. Наставники помогают скорректировать направление бизнеса, учат определять целевую аудиторию, налаживать сбыт и маркетинговое сопровождение. Участницы совершенствуют свои бизнес-проекты и в финале представляют их на конкурс. Победительница конкурса в каждом регионе получает 100 тыс. рублей на развитие своего бизнес-проекта, участницы — призы и подарки от партнеров.

Организатор программы — Минэкономразвития России. В реализации участвуют также Фонд «Наше будущее», Корпорация МСП, Союз женщин России. Генеральный партнер программы — маркетплейс Wildberries, партнеры — компания VK и маркетплейс наружной рекламы VDOOH.

Подпишитесь на новости национального проекта