
Безопасность и комфорт для всех: как нацпроект преображает дороги к селам
Доля качественных региональных дорог в России за пять лет увеличилась с 42 до 53%. Все благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению Президента РФ Владимира Путина. С 2019 года отремонтировали, реконструировали и построили более 88 тыс. км дорог, благодаря которым удается быстрее оказывать помощь пациентам, доставлять детей в школы и просто с комфортом передвигаться.
И что важно, восстанавливают не только улично-дорожную сеть городов и федеральные трассы. Большое внимание уделено дорогам к селам. Особенно тем направлениям, которые ведут к социальным объектам: детским садам, школам, больницам. В этом году построят и отремонтируют 18,7 тыс. км трасс регионального и местного значения, куда входят и сельские дороги. О борьбе с бездорожьем в небольших деревнях и селах рассказываем в нашем материале.
Ремонт по просьбам жителей
В Белгородской области за первое полугодие по нацпроекту привели в порядок подъездные дороги сразу к семи малым населенным пунктам. Там отремонтировали более 30 км покрытия.
«Людям важно, чтобы дорога, по которой они добираются до социальных учреждений, объектов торговли райцентра или города, была безопасной и комфортной. Кроме того, сельские дороги — это необходимый элемент логистики. Белгородская область — регион с развитым аграрным сектором. Доставка сельскохозяйственных грузов к местам хранения, на элеваторы или перерабатывающие предприятия осуществляется преимущественно по автодорогам. Приведение в нормативное состояние подъездных дорог к сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям положительно влияет на экономику области», — отмечает министр автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко.
А еще значительно меняет уровень жизни сельчан. В Красненском районе к концу июня по просьбе местных жителей отремонтировали дорогу к селу Новосолдатка. На почти 4 км рабочие уложили двухслойное асфальтовое покрытие, восстановили водосбросные сооружения, обустроили автобусные остановки и тротуар.
Людям важно, чтобы дорога, по которой они добираются до социальных учреждений, объектов торговли райцентра или города, была безопасной и комфортной. Кроме того, сельские дороги — это необходимый элемент логистики, он влияет на экономику региона
Качество дорожного полотна в селе ничем не уступает скоростным трассам федерального значения. В асфальтобетонную смесь добавили измельченную вулканизированную резину от старых автомобильных покрышек. Благодаря этому верхний слой нового покрытия прочнее, устойчивее к деформациям и перепадам температур.
В Ивнянском районе к концу июня обновили подъезд к селу Курасовка со стороны трассы Крым — Ивня — Ракитное. Дорога сильно износилась, водители старались объезжать гигантские ямы и колдобины, из-за этого на дорогах возникали заторы. Местные жители не раз обращались в администрацию с просьбой решить проблему.
Теперь на участке протяженностью 2,3 км появилось новое покрытие. Рабочие использовали так называемый метод холодного ресайклинга. Спецтехника прямо на объекте сняла слой старого покрытия, измельчила и сразу же замешала его с водой, цементом и битумом. Получившуюся смесь уложили на дорогу, и, когда она высохла, получилось новое дорожное покрытие. Вдоль дороги проложили тротуар, обновили два автобусных павильона, а на опасных участках установили перила и ограждения.

Прощай, бетонка
В Вологодской области по национальному проекту в этом году отремонтируют более 20 км дорог, ведущих к малым населенным пунктам.
«Ремонт дорог в селах — это не просто новый и качественный асфальт, а инвестиция в будущее. Это возможность для жителей сельской местности получить доступ к качественным медицинским услугам, образованию, работе, а также сохранить связь с внешним миром. Это шанс на процветание и комфортную жизнь, на развитие, которое делает село привлекательным для жизни», — уверен начальник департамента дорожного хозяйства Вологодской области Дмитрий Борисов.
Сейчас вовсю по нацпроекту работы ведутся на объездной дороге к поселку Федотово. Водители годами ездили по узкой дороге из бетонных плит. Весной за этот участок длиной 8 км наконец взялись. Специалисты уже выровняли основание и уложили асфальт, укрепили обочины, установили ограждения, сигнальные столбы и нанесли разметку. Открыть движение по объездной планируют в этом году. К этому моменту на участке появятся и новые остановочные павильоны. Пока водители ездят по альтернативной дороге, которую, кстати, отремонтировали в 2019 году и тоже по нацпроекту.
Распутица не страшна
В Ярославской области в этом году также обновят около 20 км подъездных дорог к малым населенным пунктам. Одной из первых отремонтировали 6,5 км трассы, которая объединяет сразу три населенных пункта: поселок городского типа Семибратово, деревню Вахрушево и село Ново-Никольское. Работы здесь начались в апреле прошлого года, а завершились этим летом. Так что 1 сентября школьный автобус отвезет ребят уже по новой дороге. По ней же местные жители ездят на работу в райцентр. До отдаленных деревень теперь проще добираться скорой помощи и спецслужбам.
Вспоминать о своей прежней бездорожной жизни местные жители больше не хотят. До ремонта этот участок был даже не дорогой, а асфальтовой насыпью. В дожди смесь превращалась в кашу, и кроме как на тракторе ни на чем проехать было невозможно. Машины и автобусы застревали в ямах, случались ДТП. Теперь все это осталось в прошлом. Обновленная дорога стала не только ровнее, но и шире. Рабочие заменили водопропускные трубы под проезжей частью, дорожное полотно усилили методом холодной регенерации, за счет чего покрытию не страшны перепады температуры и дожди. Усилили и меры безопасности: вдоль проезжей части установили ограждение, а старые знаки заменили на современные, нанесли дорожную разметку.
«Дорога относится к категории сельских, но нам важно, чтобы люди комфортно передвигались по региону в любой его точке. Ход работ и используемые материалы на всех этапах проверяли эксперты технадзора и профильных лабораторий», — обещает губернатор Ярославской области Михаил Евраев.

Одна дорога — сотни благодарностей
В Калужской области в 2024 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в планах отремонтировать 138 км дорог, из них 36 км — местного значения.
В начале июля обновили маршрут в деревне Воробьево в Малоярославецком районе. Долгое время этот участок находился в аварийном состоянии. Притом что это один из самых удобных въездов в деревню и проезд к местной ферме.
«Покрытие было ветхое, и ездить было некомфортно. Теперь люди будут с удовольствием по ней ездить, нам повезло, что теперь такая дорога у нас есть! Спасибо всем, кто участвовал в этом проекте», — благодарит глава администрации Воробьево Елена Артемова.
На 1,5 км дороги выровняли основание, уложили два слоя нового асфальта, а обочины укрепили щебнем. Кроме того, специалисты заменили водопропускные трубы и восстановили водоотводные канавы. Обновленная дорога должна прослужить 15 лет.
Объект принимали не только эксперты, а еще и общественные контролеры. Чаще всего это активные местные жители, которые отлично знают, где в их районе, к примеру, дорожное покрытие износилось или отремонтировано некачественно. В Воробьево активисты попросили установить дополнительный знак ограничения скорости и очистить обочину от строительного мусора. Специалисты к пожеланиям прислушались и быстро устранили недостатки.
Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» стать общественным контролером может любой житель страны. Для этого можно обратиться в региональное профильное дорожное ведомство, в областное отделение Народного фронта или связаться с единомышленниками в соцсетях. Задача общественников — следить за ходом ремонтных работ, их качеством, а еще чтобы производили их с учетом пожеланий местных жителей.
Подпишитесь на новости национального проекта