
Без «рогов» и рельсов: где в России можно прокатиться на электробусе
За последние четыре года в регионы поступило почти 5,3 тыс. автобусов, 282 троллейбуса и 156 трамваев. Общественный транспорт обновляется по всей стране благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению Президента Владимира Путина.
Теперь не только в Москве, но и в других российских городах по улицам курсируют электробусы. Они уже появились в Волгоградской, Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях. Всего 240 единиц.
Новый удобный транспорт
В Липецке парк общественного транспорта пополнили 16 электробусов. Каждый из них рассчитан на 85 человек, 35 из которых могут сесть.
Благодаря низкому полу людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерам и семьям с колясками удобно пользоваться электробусами. Также для комфорта пассажиров здесь есть кондиционеры, USB-порты для зарядки гаджетов, информационные табло. Оплачивать проезд можно безналично.
«Здорово, что теперь и моем городе можно доехать до работы с комфортом. Очень удобные кресла, в салоне просторно. Все такое современное, интересное. Но больше всего порадовали порты для зарядки гаджетов. Думаю, такой транспорт оценят все жители», — делится впечатлениями липчанка Алина.
В Липецке парк общественного транспорта пополнили 16 электробусов, каждый из которых рассчитан на 85 человек
С конца марта электробусы работают в Липецке на двух маршрутах, соединяющих микрорайоны Опытная станция и Елецкий с центром города. Запаса хода машин хватает на 70 км — это чуть больше самого длинного маршрута общественного транспорта в Липецке (по нему курсирует обычный автобус). Зарядка в депо и на конечных станциях занимает всего 15 минут.

Электробусы и трамваи бок о бок
В Ярославле электробусы, которые город получил по нацпроекту, начали курсировать с 1 февраля 2024 года. Всего поставлено 38 машин, из которых 17 уже перевозят пассажиров.
Весь подвижной состав вместительный, оснащен современными системами информирования, видеонаблюдения, кондиционирования воздуха, адаптирован для маломобильных граждан. Оплачивать проезд можно не только наличными, но и картой.
Пока что электробусы ходят только по одному маршруту №50 «Крестобогородская» — «15-й микрорайон». За два месяца им воспользовались 272 тыс. человек. Один круг занимает 2 часа 45 минут, после чего машина на 15-20 минут отправляется на подзарядку.
Помимо этого, с учетом пожеланий жителей и анализа пассажиропотока в городе запланировано запустить электробусы еще по двум маршрутам в Ленинском и Красноперекопском районах. Как ожидается, один из них заработает уже в мае.
А еще в ближайшем будущем в Ярославле обновят трамвайную сеть. В городе приведут в порядок существующие пути (их общая протяженность превышает 45 км), а в Дзержинском районе строятся дополнительные 5,5 км путей. На маршруты выйдут 47 новых низкопольных вагонов.

Техника выдержала проверку русской зимой
Первым городом за Уралом, где появился отдельный маршрут для электробусов, стал Красноярск. 20 машин с середины февраля начали курсировать по маршруту № 1, соединяющему микрорайоны Северный и Тихие Зори. Жители города неоднократно просили наладить регулярное движение общественного транспорта по этому направлению.
«Протяженность маршрута составляет около 23 километров. Это 39 остановок в сторону микрорайона Тихие Зори и 35 в обратном направлении. Как показала практика, если нет заторов, электробусы проходят это расстояние примерно за 1,5 часа», — отмечает заместитель руководителя департамента городского хозяйства и транспорта Игорь Манченко.
Первым городом за Уралом, где появился отдельный маршрут для электробусов, стал Красноярск
Уже в первые дни машины прошли настоящее испытание на прочность: температура в Красноярске опустилась до -30. В профильном департаменте мэрии опасались, что морозы негативно скажутся на работе нового транспорта, поэтому их страховали обычные дизельные автобусы-дублеры. Однако, несмотря на низкие температуры, электробусы благополучно доезжали до конечных остановок, где установлены зарядные станции.
«Для электробусов Красноярск сейчас самый восточный город, где самые суровые климатические условия. Поэтому мы должны посмотреть, как себя зарекомендует техника у нас, в Сибири. Производители здесь, с нами, помогают и изучают опыт эксплуатации, который позволит с учетом мнения горожан улучшить машины, — делится губернатор Красноярского края Михаил Котюков. — Мы хотим к 2028 году, к 400-летию краевой столицы обеспечить, чтобы у всего муниципального транспорта был высокий экологический класс».
Цифровые системы электробуса контролируют более 300 параметров машины и в онлайн-режиме передают данные диспетчеру. Управлять новой техникой обучили около 30 человек. Особый подход к вождению позволяет грамотно использовать батарею и проезжать без подзарядки до 90 км.
«Я был первый, кто попробовал поездить на всех электробусах, чтобы выбрать себе машину, — рассказывает водитель первого класса Руслан Крючков. — За рулем испытываю настоящее удовольствие, техника сразу показала себя замечательно и продолжает радовать. Я 28 лет водил троллейбус. По сравнению с ним электробус — это, конечно, как небо и земля. Маневренно, быстро, все удобно».
Всего за последние пять лет в Красноярске более чем наполовину обновили автобусный парк, троллейбусный — почти на 90%, а трамвайный — на треть.

В дальнейшем работа по модернизации общественного транспорта по всей стране продолжится. По поручению Президента Владимира Путина до 2030 года планируется поставить около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. В 2024 году в регионы поступят свыше 7,4 тыс. машин.
Подпишитесь на новости национального проекта