Анна Иванцова/ТАСС

Античность под ногами, напиток богов и улитки: чем Кубань привлекает туристов

Территория нынешней Кубани — это не только известный всем Таманский полуостров с одноименным заливом, но и край античных памятников, где остатки древних городов Фанагории и Горгиппии бок о бок существуют и уживаются с современными Анапой и Новороссийском. Корреспонденты портала национальныепроекты.рф отправились в один из самых туристических регионов России и выяснили, какие тропы влекут в этот край путешественников, а также чем может помочь национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» профильной сфере.

Семь метров культурного слоя

Директор музея-заповедника «Фанагория» и руководитель одноименной экспедиции Института археологии РАН Владимир Кузнецов предлагает спуститься вниз, в древний город, вернее, в то, что пока удалось раскопать кропотливым ручным трудом — более 2 тыс. кв. м за четыре года. Даже будучи простым туристом, а не археологом, поражаешься масштабу — мощный культурный пласт Античности и раннего Средневековья здесь буквально повсюду: амфоры, пифосы, остатки зданий, вековых плит и калиток, мощей. Ощущение, что, куда ни ткнешь лопатой, обязательно найдешь вещь Адамовых веков. Наверное, именно так и стоит начинать путешествие по Кубани — ехать знакомиться с истоками на Таманский полуостров в античный полис (греч. polis — город-государство) Фанагорию.

По словам главы музея-заповедника, город появился не благодаря, а вопреки. «Это гигантская история. У вас здесь под ногами 7 м культурного слоя. Поскольку город был основан на берегу моря, он навсегда вписан в мировую историю. Начиная с VIII века до нашей эры греки стали мигрировать по всему Средиземноморью», — поясняет он.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Сам город просуществовал порядка 1,5 тыс. лет, уместив в себя «почти весь период раннего Средневековья». Точно не известно, почему он погиб. Но, по данным археологов, скорее всего в Х веке территория была захвачена русичами (этноним названия жителей Древней Руси). В тот период Фанагория принадлежала Хазарскому каганату (государство, возникшее в середине VII веке в Нижнем Поволжье), который воевал с жителями Древней Руси.

Кузнецов показывает на останки соседнего дома площадью около 200 кв. м — средний размер для жителей античного города. Двор выложен плиткой, рядом виднеются остатки некогда величественной колонны, или так называемой капители, которая подпирала дом.

По словам директора музея, Фанагория имеет совершенно уникальный потенциал для туризма, здесь можно с интересом и доступно рассказывать как о самом месте, так и об археологии. Он надеется, что в рамках готовящегося национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» будет возможность сделать отдельный профильный проект по музею-заповеднику.

«Вот здесь сохранились останки древней базилики. А еще здесь делали храмовое вино. Это можно понять по большим пифосам и винодельне. Также вы можете увидеть давильную площадку и цистерну, куда стекал виноградный сок», — отмечает Кузнецов.

Он добавляет, что свое вино на Таманском полуострове греки впервые начали делать только с I века до нашей эры. До этого его привозили из других регионов Древней Греции.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Многогранная Фанагория

Фанагория — это не только музей-заповедник, но и винный завод с полувековой историей. Местные жители с удовольствием цитируют девиз предприятия «Noblesse oblige — положение обязывает». И большая часть признается, что за покупкой к празднику или важному событию идут сюда, не только следуя многолетнему лозунгу, но и отмечая качество вин — того же шардоне и совиньон блан, которые ничуть «не хуже» французских аналогов.

В прошлом «Фанагория» была Сенновским винзаводом, построили его в 1957 году. Завод в одночасье стал самым большим производителем виноградного сока в Советском Союзе, а также вторым по объему в Европе. Тогда предприятие выпускало линейку соков из сортов «мускат», «каберне», «алиготе» и других. Заместитель генерального директора по науке и качеству предприятия Валентина Попандопуло работает на заводе 40 лет и считает, что вино — это искусство.

А еще она гордится тем, что соки завода были официальным напитком Олимпийских игр в 1980 году — это говорит «о признанном качестве». Но и сейчас есть поводы для гордости: вина экспортируются в Японию, Израиль и Америку. Есть и награды. Игристое вино «Фанагория брют белое» 2016 и 2014 года завоевало серебро на самом влиятельном винном конкурсе в Лондоне Decanter World Wine Awards, где было представлено более 17 тыс. наименований вина со всего мира.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Город древний, город славный

Вернуться хочется и в античный город Горгиппию, вернее, в его сохранившуюся часть на территории современной Анапы. Этот древний греческий полис 2 тыс. лет назад представлял собой юго-восточный форпост Боспорского царства. Причина возникновения, как и в случае с Фанагорией, — «Эллада невелика, а нужда в импорте продовольствия большая». Название город получил по имени сына царя Сатира I Горгиппа, который присоединил эти земли к Боспорской державе, отвоевав их у племени синдов.

Сегодня от некогда крупного ремесленного центра и пограничной крепости, казалось бы, осталось немного. Но общая площадь почти в 40 га с остатками фундамента и стен дает возможность представить образ древнего славного города. Сохранились подвалы и части стен жилых домов, колодцы, водостоки и даже фрагмент крепости. И самое главное, ко всему можно прикоснуться и достаточно живо вообразить, как сотни лет назад по этому городу ходили люди, вершившие историю. А быт их можно представить, увидев экспонаты в музее рядом: монеты, украшения, домашняя утварь дают понимание, как люди того времени мыслили и жили.

Сам древний город органично сочетается с современным собратом — сегодня здесь так же много торгового бизнеса, а жители словно никуда не спешат, как бы в подтверждение греческой философской идеи, призывающей не торопиться и наслаждаться жизнью.

При этом Горгиппия на нашем пути оказалась не единственной находкой древности. Недавно под Анапой в рамках строительства и ремонта части пути Новороссийск — Керчь раскопали дорогу, которой может быть более 2 тыс. лет. Археологи, работающие на раскопках с весны прошлого года, отмечают, что эта находка может стать сенсацией. Так, на участке открыто целых шесть античных усадеб, рядом с одной из них, по словам специалистов, была целая винодельня.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Наполнено любовью

Самое главное, без чего не обойдется ни одно хорошее винодельческое хозяйство, — это любовь, считает Марина Бюрнье. Она вместе с мужем Рено в 2001 году основала семейную винодельню «Бюрнье» недалеко от станицы Натухаевской под Новороссийском.

«Я училась в МГИМО и уехала по обмену в Швейцарию. И как-то, чтобы не скучать, решила пойти на один из местных винных вернисажей. Там и познакомилась с Рено. Но я, конечно, не думала, что эта встреча станет знаковой и приведет к тому, что я буду заниматься вином здесь, в Краснодарском крае», — вспоминает Марина.

По ее словам, муж, будучи потомственным виноделом, еще студентом запомнил лекцию одного из своих профессоров об уникальных условиях выращивания винограда на юге России. А когда «послали жену-россиянку», воспринял это как «знак ехать в Россию», смеется Марина.

«Мы выбирали подходящую землю достаточно долго, за два года было порядка семи поездок. В какой-то момент я думала, что мы ничего не найдем. Но в итоге наш идеальный участок размером 50 га был найден», — отмечает Марина.

Первый урожай собрали через два года. А всего через шесть лет вина Бюрнье получили свою первую высокую оценку у специалистов в Европе.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Когда спрашиваешь, что Марина подразумевает под словом «любовь», она ненадолго задумывается и отвечает: «Это иметь отличный виноград, работать в гармонии с природой и любить жизнь». При этом у Рено и Марины есть особое белое вино под названием «Люблю» из сортов «мускат», «пино блан», «пино гри» и «шардоне».

«Когда встал вопрос о названии, мы долго думали. И вот как-то муж возвращается из очередной поездки и говорит, что во время прослушивания одной из российских радиостанций поймал себя на мысли, что самое красивое слово в русском языке — «люблю». А я с ним полностью согласилась», — заключает Марина.

Улиточное мороженое и вино с морской солью

«Люблю», — признается и Варвара, которая уже не первый раз посещает винодельню «Шато Пино» в селе Федотовка у подножия горы Колдун (Мысхако, субрегион Новороссийска). «За красивые виноградники и вино с морской солью», — добавляет она.

Вино с морской солью не рекламный ход. В прошлом году во время сбора урожая задул известный местный ветер под названием бора и брызги морской воды, принесенные им, осели на гроздьях винограда. Собранный в итоге виноград перерабатывался вместе с кристаллами морской соли на кожице.

«Получилось каберне совиньон. Морское», — объясняет менеджер по развитию туризма винодельни и ресторана «Шато Пино» Юлия Школьная.

Анна Иванцова/ТАСС

Анна Иванцова/ТАСС

Сам виноградник раскинулся на 95 га. Но этим деятельность виноделов не ограничивается, они создают целое направление по агротуризму, в том числе есть планы развиваться и в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

«Весь виноград у нас исключительно собственный. Но при этом одними напитками мы не ограничиваемся — есть и улиточная ферма, и в нашем ресторане мы подаем не только улиток, но и паштет и даже улиточное мороженое. Также у нас есть собственная пасека, небольшой питомник с птицами. Об этом можно долго рассказывать. И детям, и взрослым интересно слушать не только про то, как делается вино, но и про улиток и наше фермерское хозяйство. Тут можно целое направление по туризму создать», — отмечает Школьная.

Помимо этого на территории есть небольшой музей коллекционных машин времен СССР. По словам Варвары, это «место на любой вкус», и, пожалуй, с ней можно согласиться.

Подпишитесь на новости национального проекта