Личный архив Анатолия Князева

Как Анатолий Князев развивал авиастроение на протяжении 60 лет

Анатолий Михайлович Князев родился в Воронежской области в 1941 году. Когда немцы начали бомбить город, авиазавод, на котором работал его отец, перебазировали в город Куйбышев (сейчас Самара). В 17 лет Анатолий пошел по стопам отца и устроился учеником слесаря на Авиационный завод № 18 имени Ворошилова.

«Конечно, работать можно было официально только с 18 лет, но отец тогда пошел решать этот вопрос в райисполком, и мне дали разрешение. Это он привил мне любовь к авиации. У нас вся семья этим занималась — отец, мать, мои три сестры и я сам», — рассказывает Анатолий Михайлович.

После армии он вернулся на тот же завод в Куйбышеве, а в 1969 году устроился на «Прогресс», который работал по секретному заказу Минобороны СССР. В 1977 году Анатолий Михайлович с семьей переезжает в Ульяновск и продолжает свой трудовой путь в Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК). Там он участвовал в строительстве легендарных самолетов Ан-124 «Руслан», авиалайнеров Ту-204 и крылатых машин семейства Ил-76.

Однако нашему герою удалось поработать не только в сфере авиастроения. Во время службы в рядах Советской армии он был топографом в ракетной части на Байконуре и даже наблюдал за полетом в космос Юрия Гагарина! В тот день он с помощью специального прибора теодолита засекал отделение первой ступени ракеты.

Князев рассказывает, что кроме подвига Гагарина ему особенно запомнился первый полет первого серийного самолета Ан-124-100 «Руслан» 6 июня 1991 года. Однако с этими крылатыми машинами он познакомился значительно раньше на своей стажировке в Киеве, куда его направили для изучения производства «изделия 400» (именно таким было первое зашифрованное название «Руслана»).

«Учитывая, что впоследствии я участвовал в строительстве всех Ан-124, производимых УАПК, общее количество «моих» самолетов равняется количеству самолетов, выпущенных заводом», — объясняет Анатолий Михайлович.

Всего наш герой проработал в авиа- и ракетостроении 63 года, и 43 из них в Ульяновске. Сам он рассказывает, что это семейная история — его отец тоже работал с авиацией более 60 лет, мать — более 20, все три его сестры также трудились на заводе в Куйбышеве.

Анатолий Михайлович очень гордится тем, что его семья внесла свой вклад в самолетостроение России. «Родному заводу я пожелаю только одного — процветания. Успех предприятия в первую очередь зависит от его работников, от их ответственного отношения к труду. Желаю, чтобы люди получали удовлетворение от своей работы и любили дело, которым занимаются. Мой многолетний стаж в авиастроении связан с трепетным чувством, которое я всегда испытывал, понимая, что частичка моего труда дает путевку в небо нашим великолепным крылатым машинам», — говорит он.

При этом авиастроение не единственная любовь Анатолия Михайловича, больших успехов он добился и в других областях: получил звание мастера спорта по теннису, занимался футболом, активно участвовал в художественной самодеятельности. А еще является почетным донором крови СССР. Главный секрет его активной жизни в движении, «нужно двигаться и развиваться», говорит он.

Сейчас обладатель всевозможных званий и наград уже на пенсии. Наш герой считает, что его жизнь прошла очень интересно, но и сейчас ему еще есть чем заняться. «Землей занимаюсь — огородом на участке. Я вообще человек сентиментальный, люблю природу, запах леса. Это очень вдохновляет», — поделился он.

О повышении производительности труда по профильному нацпроекту Анатолий Михайлович отзывается очень позитивно. «Рост производительности является источником реформ и преодоления кризиса. Это важнейший фактор улучшения жизни народа», — уверен авиастроитель.

Подпишитесь на новости национального проекта