«Безопасные качественные дороги» (bkdrf.ru)

Альтернатива авто: как нацпроект помогает улучшать общественный транспорт

Обновление общественного транспорта — одна из приоритетных задач в развитии российских регионов. Появляются новые удобные маршруты, улучшается транспортная доступность районов, жители могут пользоваться комфортным и современным транспортом. Рассказываем, как в России обновляют автопарк автобусов, троллейбусов и трамваев и какую роль в этом играет национальный проект «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению Президента Владимира Путина.

Разные подходы к одной задаче

Развивать и обновлять общественный транспорт в российских регионах помогают сразу семь программ. Среди самых эффективных из них — лизинг с господдержкой через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Его оформляют двумя способами.

Первый вариант был предусмотрен нацпроектом «Безопасные качественные дороги» с 2022 года. До конца 2024 года ГТЛК поставит по этой программе в 21 городскую агломерацию в общей сложности свыше 1,1 тыс. транспортных средств. В 2023 году в Тульскую, Курскую, Рязанскую, Брянскую, Новгородскую, Волгоградскую, Оренбургскую, Пермскую, Омскую, Уфимскую, Челябинскую и Улан-Удэнскую агломерации уже передали 334 автобуса, 32 троллейбуса и 17 трамваев.

Альтернатива авто: как нацпроект помогает улучшать общественный транспорт
«Безопасные качественные дороги» (bkdrf.ru)

В прошлом году появилась еще одна похожая, но более масштабная программа. Она предполагает льготный лизинг общественного транспорта через ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния. При этом регионы обязаны в течение двух лет предоставить ГТЛК утвержденную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, а также схемы организации дорожного движения и обеспечения населения транспортом. В первый же сезон благодаря новой программе по нацпроекту в 64 региона отправили 4042 автобуса, 240 электробусов, 113 трамваев и 32 троллейбуса. Поставки продолжатся и в этом году, и 81 регион получит еще около 10,5 тыс. транспортных средств.

Отметим, что обе лизинговые программы предусматривают в том числе использование автобусов, работающих на газу. К 1 сентября 2023 года ГТЛК передала уже 1,5 тыс. таких машин, у которых уровень выбросов СО2 на 29% ниже, чем у дизельных аналогов. Кроме того, вне зависимости от типа топлива транспорт, обновленный по нацпроекту, имеет низкий пол и места для детских и инвалидных колясок. Это удобно для семей и маломобильных пассажиров. А еще в новых автобусах, троллейбусах и трамваях работают кондиционеры и действует бесконтактная система оплаты проезда. Для водителей устанавливают систему «Антисон», помогающую не терять бдительность за рулем.

В 2023 году в России также запустили программу специальных казначейских кредитов (СКК), по которой регионы могут получить средства для реализации инфраструктурных проектов на срок до 15 лет под 3% годовых. По правилам финансирование можно использовать и на обновление общественного транспорта. На эти цели в программе заложено 50 млрд рублей, и уже к середине августа прошлого года правительство распределило между 73 регионами всю эту сумму. Это значит, что совсем скоро на дороги дополнительно выведут более 6 тыс. новых современных автобусов.

Новые автобусы и трамваи для Тульской области

В Тульскую область в 2023 году поступили 152 единицы нового транспорта, включая 135 автобусов ПАЗ и ЛиАЗ. 110 из них имеют среднюю вместимость (28 сидячих мест) и работают на муниципальных и межмуниципальных маршрутах в Большой Туле, Донском, Ефремове, Новомосковске, Щекине, Богородицком, Веневском, Киреевском, Кимовском, Плавском, Тепло-Огаревском и Узловском районах. Еще 25 автобусов, среди которых есть не только средние, но и большие, рассчитанные на 52 сидячих места, отправили на городские маршруты.

Транспорт оснащен камерами видеонаблюдения, системой климат-контроля и USB-входами для подзарядки, а также адаптирован для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья

Новый транспорт оснащен камерами видеонаблюдения, системой климат-контроля и USB-входами для подзарядки, а также адаптирован для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. За прошлый год эти машины перевезли 1,8 млн пассажиров.

«В течение 2024 года только на маршруты областного центра выйдут 99 новых автобусов, — рассказывает глава администрации Тулы Илья Беспалов. — Это позволит почти полностью обновить городской автопарк, сделать проезд более комфортным и четко соблюдать график движения транспорта».

Помимо автобусов, Тульская область также закупила 17 трамвайных вагонов «Львенок», изготовленные в Санкт-Петербурге. Их главное отличие от старых моделей — низкий уровень пола и плавный ход вагонов, рассчитанных на 40 сидячих мест и 155 пассажиров в целом. За последние полгода новые трамваи перевезли почти 1,5 млн человек. Отметим, что благодаря использованию в интерьере алюминиевых сплавов «Львята» пожаробезопасны и долговечны — каждый вагон рассчитан на 16 лет службы.

Альтернатива авто: как нацпроект помогает улучшать общественный транспорт
«Безопасные качественные дороги» (bkdrf.ru)

Новый вид транспорта в Курске

Автопарк Курска в 2023 году пополнили десять электробусов марки «КамАЗ 6282». Первый в городе электробусный маршрут № 7Э курсирует между Московской площадью и онкологическим центром. Теперь пациенты могут быстрее добираться в онкодиспансер, а жители Магистрального проезда — в центр города. Электробусы ходят с интервалом 15-20 минут и проезжают около 38 км, при этом на одном заряде такая машина может преодолеть до 95 км.

В новом транспорте все устроено для комфорта пассажиров и водителя: разъемы для подзарядки мобильных устройств, информационные медиапанели, климат-контроль, стационарные валидаторы для самостоятельной оплаты проезда, видеонаблюдение и автоподсчет пассажиров. Остановки объявляются голосом Максима Добророднова — поэта, певца, диктора, обладателя официального рекорда Книги Рекордов России «За самый длительный 24-часовой поэтический онлайн-марафон».

«С 1 декабря 10 новых электробусов перевезли уже более 110 тыс. человек. Горожане оценили удобство этого вида транспорта. Электробусы встроены в новую маршрутную сеть Курска: при оплате проезда безналичным способом в течение часа пассажирам доступны бесплатные пересадки на автобус или троллейбус, если в них установлен валидатор. Кроме того, тестовую эксплуатацию в Курске прошел электробус с динамической зарядкой «Генерал». Он проехал по нескольким маршрутам в областном центре и был протестирован на маршруте Курск Курчатов», — рассказал министр транспорта и автодорог Курской области Александр Замараев.

Возрождение троллейбусов в Брянске

В Брянске обновляют парк общественного транспорта за счет новых троллейбусов «Адмирал» В 2022 году их было 14, а в прошлом году стало уже 27. Они курсируют по самым протяженным городским маршрутами: «Юрфак БГУ — 10-й микрорайон», № 12 «Камвольный комбинат — Телецентр», № 13 «Улица Горбатова — бульвар Щорса». За прошлый год по ним проехали более 3 млн пассажиров.

«Возрождение троллейбусного маршрута № 13 улучшило транспортную доступность между Володарским и Советским районами Брянска. Электротранспорт ездит с небольшим интервалом, это очень удобно. Кроме того, на „тринадцатом“ можно доехать от железнодорожного вокзала до автовокзала. Просторный салон позволяет это сделать и с багажом», — отмечает житель Володарского района Иван Сергеев.

Альтернатива авто: как нацпроект помогает улучшать общественный транспорт
«Безопасные качественные дороги» (bkdrf.ru)

«Адмирал» — троллейбус повышенной комфортности: у него улучшенные интерьерные характеристики, установлены системы подсчета пассажиропотока, валидаторы для оплаты проезда, передовой климат-контроль. В салоне есть Wi-Fi, USB-розетки, видеокамеры и созданы все условия для перевозки маломобильных граждан.

«Троллейбусы — экологически чистый вид транспорта, а это очень важно для городской среды. А вообще ездить по городу в новых «Адмиралах» ― одно удовольствие! Я каждый день пользуюсь четырнадцатым маршрутом. Отмечу, что уровень шума в троллейбусе — низкий, он едет быстро и плавно. И телефон здесь можно зарядить. Мне очень нравится!» — поделилась жительница Советского района Ирина Петрова.

Отметим, что в Брянске действует система «Умный транспорт», которая позволяет следить за передвижением общественного транспорта с помощью телефона. Помимо этого, расписание также высвечивается на электронных табло на остановках.

Забота о жителях окраин Улан-Удэ

В Улан-Удэ после выхода на маршруты дополнительных больших автобусов вдвое сократилось количество обращений от жителей отдаленных районов. За два года городской автопарк пополнили 73 машины марки «Волгабас». Новый транспорт распределили по 11 отдаленным микрорайонам, и благодаря этому общий пассажиропоток с 2022 года вырос вдвое: с 5 до 10 млн человек.

Большой «Волгабас» может вместить сразу 111 пассажиров. Он оборудован системой отопления и кондиционирования. Для подзарядки смартфонов и гаджетов установлены USB-розетки. Автобус адаптирован и для маломобильных граждан.

«Мы с мужем живем в сотых кварталах, а работаем в центре города, поэтому каждый день пользуемся общественным транспортом. С появлением больших автобусов добираться до работы стало намного проще. Во-первых, точно знаешь, что ты уедешь — вместимость увеличилась, во-вторых, автобусы просторные, теплые. Мы довольны», — делится впечатлениями пассажир Наталья Кузьмина.

Альтернатива авто: как нацпроект помогает улучшать общественный транспорт
«Безопасные качественные дороги» (bkdrf.ru)

Улучшить имидж общественного транспорта

По данным Минтранса, всего в стране работают около 135 тыс. автобусов и 14 тыс. троллейбусов и трамваев. Ежегодно городские автобусы перевозят около 4 млрд человек. Еще столько же пассажиров пользуются междугородними маршрутами.

При этом, согласно статистике Национального агентства промышленной информации, средний возраст автобусов в стране составляет 17,2 года. Самый молодой автопарк работает в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также ЯНАО (средний возраст машин 11-14 лет). Хуже всего ситуация обстоит в Дагестане, Орловской области, на Камчатке, в Калмыкии и Магаданской области. Там средний возраст автобусов составляет 23-25 лет.

Во многом это связано с тем, что последние 15 лет количество личных автомобилей и такси на 1 тыс. жителей в России превышало число пользователей массового пассажирского транспорта. При этом доля общественного транспорта в крупных городах продолжала снижаться. К счастью, постепенно тенденция меняется. Обновление общественного транспорта по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» играет важную роль в этом процессе. Также немаловажен вклад нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», который отвечает за развитие железных дорог, в том числе Центрального транспортного узла, который соединяет Москву и соседние регионы.

Подпишитесь на новости национального проекта