Пресс-служба «Централ Партнершип»
Культура

Актер Иван Фоминов: «Ника» — это история, которая близка каждому из нас

19 мая в прокат вышел дебютный фильм режиссера Василисы Кузьминой «Ника», байопик жизни советской поэтессы Ники Турбиной. Одаренная девочка уже в восемь лет выпустила первый сборник стихов, благодаря чему сразу заслужила известность и получила признание публики. С годами Ника переосмысливает свои отношения с матерью, творчеством и миром. Постепенно ее покидают не только слава и признание, но, что самое страшное — вдохновение.

Исполнитель одной из главных ролей в фильме актер Иван Фоминов рассказал порталу национальныепроекты.рф о том, где проходили съемки и как современные проблемы общества нашли отражение в фильме.

— Иван, расскажите о своем герое.

— Я сыграл своего тезку, Ивана. Это молодой, жаждущий жизни, энергичный молодой человек, который влюбился в Нику Турбину. Правда, их любовь, если можно так выразиться, не состоялась до конца. Чувства не получили развития, и история молодых людей не обрела счастливый финал.

— Сложно ли было перевоплотиться в образ Ивана?

— Все герои, которых я сыграл, по большей части в кино, конечно, отражают меня в разные моменты жизни.

Да, герои видоизменяются в каких-то нюансах, например, во внутреннем ритме, в различном его ощущении. У них индивидуальные особенности речи и внешние отличительные признаки, но в целом для того, чтобы передать характер персонажа, его реакции на какие-то вещи, я опираюсь на собственный опыт и свое видение ситуации.

Мне кажется, что кино как-то реальнее отражает нашу повседневную жизнь, чувства людей, чем театр

Помню, наш мастер в театральном училище рассказывал, что есть два вида актеров — хамелеоны и личности. Так, актеры-хамелеоны способны перевоплотиться в кого угодно. Кстати, во время съемок фильмов я почти таких не встречал. Мне кажется, что кино как-то реальнее отражает нашу повседневную жизнь, чувства людей, чем театр. Поэтому, снимаясь в кинокартине, актеру тяжелее измениться до неузнаваемости и «стереть» свою личность в угоду персонажу. Получив некоторый профессиональный опыт, я понял, что, скорее всего, отношусь ко второму типу актеров.

Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»

— Считаете ли вы роль Ивана одной из главных в своей карьере?

— Для меня каждая роль в определенной степени главная. Актер никогда не знает, в чем именно он раскроется для зрителя и в каком качестве. Грубо говоря, ты сделаешь ставку, а она может не сыграть, поскольку искусство — вещь весьма субъективная. На мой взгляд, тут работает пословица: «Загад не бывает богат».

Да, в тот отрезок времени, когда мы снимали фильм, мне казалось, что это главная роль. А потом был следующий проект, и эти ощущения повторились. Понимаете, тут главное — жить в моменте.

Для меня, как для актера, самое важное, чтобы моя работа была честной. А все остальное пусть решают зрители.

— Как вы думаете, актуальны ли проблемы, которые поднимаются в фильме, в наши дни?

— Мне кажется, что в картине затрагиваются вечные проблемы... Особенно в связи с тем, что сейчас происходит в мире и каким образом для нас разворачиваются нынешние события. Для меня «Ника» — это картина про растерянность и невозможность встроиться в текущий контекст, а также совпасть, подружиться и согласиться с ним. В ходе повествования человека выносит на обочину жизни потому, что он не понимает, как ему заскочить в этот движущийся состав.

Разумеется, в наше время, когда все так быстро меняется, и ты, порой, не понимаешь, кому верить, все социальные проблемы, поднимающиеся в фильме, становятся злободневными.

Актер Иван Фоминов: «Ника» — это история, которая близка каждому из нас»
Пресс-служба «Централ Партнершип»

— Устарела ли сегодня проблема отцов и детей? Большую роль в судьбе Ники сыграла ее мать, но могла ли такая история произойти в наши дни?

— Вы знаете, мне кажется, что этот вопрос не менее актуален, ведь проблемы, которые возникают в межличностных взаимоотношениях близких людей, всегда тревожили человека. Вопрос лишь в том, повезет тебе или не повезет. Некоторым, конечно, удается примирить себя с идеалами родителей, осуществить их жизненные планы, не имея при этом внутреннего протеста. В этом вопросе все очень индивидуально.

А для кого-то, например, для той же Ники Турбиной, стремление воплотить родительские идеалы в жизнь обернулось большой трагедией.

Кроме того, Нику в какой-то момент покинул талант. На мой взгляд, если бы этого не произошло, то она была бы довольна своей судьбой. Я имею в виду тот отрезок желанной для нашей героини жизни, который связан со славой, поклонниками, выступлениями, то есть с яркой стороной этой действительности.

— Как вам кажется, что именно сломило Нику Турбину?

— Момент, когда у Ники пропало вдохновение, стал отправной точкой для дальнейшего разрушения. Что еще может чувствовать человек, которому с детства рассказывают про его гениальность, а потом вдруг он этого лишается.

Как раз на этом этапе жизненного пути у героини возник вопрос — сможет она или нет встроиться в другую реальность. То есть ей пришлось делать выбор, либо приспосабливаться и жить, грубо говоря, без обеих рук, либо лететь под откос.

Я увидел фильм первый раз на премьере. Сейчас мне бы очень хотелось его пересмотреть и оживить в памяти еще раз некоторые детали

Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»
Пресс-служба «Централ Партнершип»

— Где проходили съемки фильма?

— В Сочи и Москве. А сцену на вокзале, в которой я начинаю громче говорить Нике, а потом отхожу, чтобы дать ей возможность прочитать мне стихотворение, снимали в Иваново. Должен отметить, что там очень красиво.

Весь блок съемок в Сочи — это очень атмосферная история, которую зритель сможет ощутить во время просмотра картины. Пляжи, пирсы, природные ландшафты Сочи сохранили свою аутентичность. В этом есть какая-то неуловимая романтика, которую можно было ощутить в момент съемок, зарядиться этим чувством и черпать вдохновение.

Москва, конечно, тоже раскрывается по-особому и удивляет своими разноплановыми и одновременно урбанистическими пейзажами. Тем не менее это уже не тот город, который был в 1990-е годы.

Вообще, я увидел фильм первый раз на премьере. Сейчас мне бы очень хотелось его пересмотреть и оживить в памяти еще раз некоторые детали.

— Можно ли говорить о том, что ваш герой — это прототип Константина, возлюбленного Ники, к которому она уехала в Ялту после первого курса Московского института культуры?

— Да, действительно, у моего персонажа есть реальный прототип. Однако, когда мы обсуждали образ Ивана с режиссером, тщательно изучив биографию Ники, то приняли решение добавить что-то свое в характер героя и их взаимоотношения с поэтессой. Понимаете, отрезок жизненного пути Ники, который связан с Константином, весьма неоднозначен. Мы же представили зрителям вариацию на тему того, как могли сложиться их отношения.

Если судить по книгам, статьям, документальным фильмам, посвященным Нике Турбиной, можно сделать вывод, что она была, безусловно, многогранной и сложной личностью. Поэтому, как мне кажется, в реальной жизни отношения Кости и Ники были далеки от идеала, и в них существовало много трудностей, которые нам не удалось передать.

Если бы мы углубились исключительно в чувства героев друг к другу, то не показали бы другие важные проблемы, которые есть в этом фильме. На это просто не хватило бы экранного времени.

— Кто является целевой аудиторией фильма?

— Мне кажется, что хорошее авторское кино, как и любое подлинное искусство, нельзя загонять под определенные рамки и конкретную аудиторию. В «Нике» поднимаются важные этические проблемы, которые беспокоят людей и сегодня.

Другой вопрос, что молодым людям будут понятнее чувства, которые испытывают герои. Ведь они сами ищут ответы на те же вопросы, пытаются самореализоваться и найти свой путь в жизни. Я думаю, что взрослое поколение, которое уже миновало эти стадии становления личности, посмотрит фильм с ностальгией. Тем не менее повторю, что это история, которая близка каждому из нас.

Актер Иван Фоминов: «Ника» — это история, которая близка каждому из нас»
Пресс-служба «Централ Партнершип»

В «Нике» поднимаются важные этические проблемы, которые беспокоят людей и сегодня

— Иван, как вы оцениваете возможности, которые сейчас открывает для молодежи «Пушкинская карта»?

— Все начинания подобного рода — это замечательно. Особенно, если они приводят к каким-то конкретным результатам. Мне кажется, хорошо, что государство поддерживает наше кино, ведь деньги на производство фильмов идут из наших с вами налогов. Здорово было бы, если бы искусство было про диалог с государством и помогало бы через этот диалог решать насущные проблемы.

Кстати, зрители в возрасте от 14 до 22 лет могут познакомиться с удивительной историей девочки-вундеркинда по Пушкинской карте. Такие возможности появились благодаря нацпроекту «Культура», который призван сделать искусство доступнее для каждого жителя страны.

Подпишитесь на новости национального проекта