национальные проекты России

Мастера нового поколения: как изменилось среднее профессиональное образование в России за 20 лет

Мир меняется, технологии совершенствуются. И чтобы навыки выпускников техникумов и колледжей соответствовали современным требованиям, в нашей стране реализуется федпроект «Профессионалитет». Особое внимание уделяется подготовке специалистов по стратегически важным производственным направлениям. Студенты учатся по интенсивным программам и осваивают самое прогрессивное оборудование с первого дня учебы. За ближайшие 5 лет в России подготовят миллион таких специалистов.

Рабочая биография

Система профессиональной подготовки складывалась с первых дней существования Советского Союза. Тогда для интенсивного индустриального рывка остро не хватало рабочих – страна была преимущественно аграрной. К 1980-м годам в СССР существовала система среднего профобразования: техникумы, в том числе совхозы-техникумы, где готовили специалистов для сельского хозяйства, училища – среди них были и творческие, и военные. Однако большая часть средних специальных учебных заведений была нацелена на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для промышленного производства, строительства, энергетической, пищевой, добывающей отраслей.


Безусловные достоинства советского среднего профессионального образования – его непрерывность и доступность, «заточенность» под текущие нужды промышленности и запросы регионов. Выпускники были обеспечены работой благодаря системе распределения, и перед ними не стоял вопрос трудоустройства. Помимо предметов, непосредственно связанных с профессией, в профессионально-технических училищах проходили программу старших классов средней школы. Так что при желании образование можно было продолжить в вузе. При этом выпускники техникумов, особенно инженерной специализации, нередко ценились выше, чем молодые специалисты из профильных вузов, поскольку техникум давал больше практических навыков.


Но было у среднего профессионального образования в СССР и немало отрицательных черт. Программы обучения не успевали за реальной жизнью. Кроме того, престиж рабочих специальностей и среднего профессионального образования к концу 1980-х годов снизился. В ПТУ шли в основном неуспевающие ученики, не заинтересованные в дальнейшем обучении.

СПО по-новому

Перемены в образовании, в том числе среднем профессиональном, начались в 1989 году, когда Всесоюзный съезд работников народного образования определил основные направления реформы. Приступили к разработке новой «Концепции среднего специального образования». Главной задачей стало более рациональное соотношение теории и практики – учебным заведениям позволили частично пересматривать программы, а также напрямую заключать договоры с предприятиями и организациями.


Министерства и ведомства разрабатывали единую программу обучения, педагоги – программы для конкретных специальностей. Студентов на практике стали делить на небольшие подгруппы для более индивидуальной работы. Ввели и другие изменения, сделавшие обучение более гибким и ориентированным на практическое применение. Новшества закрепил Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», годом позже – закон «Об образовании».


Реформа помогла пересмотреть старые программы, однако недостаток финансирования тормозил переход на новые рельсы. Кроме того, низкая оплата труда педагогов не способствовала притоку молодых инициативных специалистов.


Национальную доктрину образования в России, запустившую очередной этап в развитии среднего профессионального образования, Правительство РФ утвердило 4 октября 2000 года. Документ определил его основное направление до 2010 года.


Один из разделов посвящен повышению качества профессионального образования. В нем подчеркивается, что главными факторами обновления должны стать потребности экономики, социальной сферы, а также рынка труда и перспектив его развития. Концепция предусматривала увеличение финансирования учебных заведений, чтобы обеспечить современным оборудованием лаборатории и мастерские, провести интернет.


Кроме того, документ закреплял возможность получить бесплатное среднее профессиональное образование на конкурсной основе, а также социальное партнерство между СПО и работодателями для повышения качества подготовки специалистов. На основе доктрины многие регионы выпустили собственные, более подробные программы, по которым модернизировалась система среднего профессионального образования.


Основным результатом стало сокращение специализированных учебных заведений и интеграция нескольких направлений профессиональной подготовки в одном колледже или техникуме. Количество выпускников разных профессий стало точнее отвечать потребностям рынка, благодаря тесному сотрудничеству с потенциальными работодателями повысилось качество подготовки, а самих студентов СПО стало больше.

Среднее повышает разряд

Популярность среднего профессионального образования росла с середины 1990-х. Однако главной проблемой учебных заведений оставался недостаток средств, а также связей с реальным сектором экономики, крупными производствами и компаниями – будущими работодателями студентов колледжей и техникумов.


С 1996 по 2001 год прием вырос на 189 тысяч человек или 29%, число учащихся – на 434 тысячи человек или 22%, а выпуск специалистов – на 99 тысяч человек или 20%. Если в 1995 году конкурс при поступлении на все формы обучения в СПО составлял в среднем 1,53 человека на место, то в 1999 году – уже 1,82 человека на место.


При этом расширилась подготовка специалистов технического профиля. Больше, чем в два раза, выросло количество студентов СПО на таких направлениях, как «Энергетика», «Информатика и вычислительная техника», «Технология продовольственных продуктов», «Метрология, стандартизация и контроль качества».


По специальностям «Разработка полезных ископаемых», «Технологические машины и оборудование» стало обучаться в полтора раза больше студентов, на «Металлургии», «Строительстве и архитектуре», «Эксплуатации транспорта» – в 1,3 раза.


Одним из важных результатов стало размещение колледжей и техникумов не только в крупных городах, но и в небольших городах и поселках.


В 2001 году в систему среднего профессионального образования включили 1010 многопрофильных колледжей. Региональные СПО объединялись, создавая центры образования. Это позволяло привлечь квалифицированных педагогов, подготовить больше специалистов, выдерживая высокие стандарты обучения.


Кроме того, среднее профессиональное образование давали 210 подразделений вузов. Это обеспечило приток абитуриентов со средним профессиональным образованием – более компетентных и мотивированных, чем вчерашние школьники. В 2001 году в вузы поступили 322 тысяч выпускников СПО или 25,5% от общего приема. В 1995 году, например, таких было 112 тысяч человек, или 18%. При этом более 80% выпускников СПО, ставших студентами вузов, учились на вечерних и заочных отделениях, работая по специальности.

Проверка экзаменом

В 2001 году среднее профессиональное образование давали 2700 государственных и муниципальных СПО и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. Во всех них в 2001 году учились 2410 человек, а а специалистов со средним профессиональным образованием выпустилось 593 тысяч.


Введение обязательного государственного экзамена упростило поступление в СПО и дало выпускникам больше возможности для маневра – многие предпочли поступать в колледж или техникум после 9 класса, чтобы сразу получать профессиональную подготовку. Поток выпускников средней школы, поступающих в колледжи и техникумы, увеличивался год от года.


В 2014 году по новому закону об образовании была устранена система начального профессионального образования, все программы подготовки рабочих и служащих среднего звена остались в ведении СПО. Продолжало расти разнообразие специализаций СПО по профессиональным профилям.

В 2019 году, когда стартовал нацпроект «Образование», инициированный Президентом России Владимиром Путиным, в стране насчитывалось 4,5 тысяч организаций СПО, а в колледжи и техникумы поступали около 40 % выпускников 9 классов средней школы. После 10-11 классов образование в СПО продолжали 15–17 % выпускников школ. Средняя профессиональная школа обеспечивала подготовку специалистов среднего звена более, чем по 280 специальностям.


Однако связи между региональными управлениями образованиями, учебными заведениями и потребителями кадров, предприятиями, службами занятости, оставались довольно слабыми, а вся система подготовки специалистов среднего звена – инертной, не успевающей за растущими требованиями экономики.


Основной задачей стало усиление взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами и расширение возможностей для получения практических навыков в учебных заведениях. Для этого требовалось оснастить колледжи современным оборудованием, поддержать мастеров производственного обучения. Благодаря нацпроекту «Образование» создано более 3 тысяч современных мастерских в колледжах и техникумах.


Логическим продолжением работы по нацпроекту стал федпроект «Профессионалитет», который стартовал 1 сентября 2022 года. Главная цель – обеспечить высококвалифицированными кадрами технологическую отрасль, повысить уровень обучения. К 2026 году необходимо подготовить не менее 1 млн специалистов – такую задачу поставил Президент России.


Одна из главных инициатив «Профессионалитета» – вовлечение руководства предприятий в управление колледжами и техникумами, участие в разработке учебных программ, максимально ориентированных на практику, а также участие в создании мастерских, лабораторий, цехов и других пространств профессиональной подготовки на территории самих учебных учреждений.

Педагоги и наставники колледжей, участвующих в «Профессионалитете», проходят дополнительную подготовку, повышают свою квалификацию. В 2023 году был разработан профессиональный стандарт наставника, в перспективе за каждым студентом будет закреплен свой наставник с предприятия, который будет вести его с 1 курса, помогая осваивать профессию.


21 сентября 2023 года в Калуге открыли первый федеральный Технопарк профессионального образования, в котором ежегодно будут обучаться порядка 10 тысяч преподавателей и мастеров со всей страны.


Учащиеся техникумов и колледжей по программе «Профессионалитет» работают на самом современном оборудовании. А после обучения отраслевые партнеры гарантируют им трудоустройство на своих предприятиях. Бизнесу выгодно брать на работу подготовленных специалистов, которых не надо переучивать. Между учащимися и работодателями практикуется заключение целевых договоров.


Благодаря «Профессионалитету» в 2022 году в 43 регионах страны создан 71 образовательно-производственный кластер по восьми ключевым отраслям реального сектора экономики: металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт, атомная отрасль, сельское хозяйство, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль. Такое кластерное объединение нескольких учебных заведений позволяет создавать многопрофильные участки для практической подготовки и более эффективно использовать оборудование.


В 2022 году партнерами проекта стало 201 предприятие, инвестировавшее в развитие СПО более 1,5 млрд рублей. В 2023 году в реализацию проекта были включены уже 986 предприятий, которые инвестировали более 3,3 млрд рублей в развитие инфраструктуры кластеров.


За два года работы по федпроекту создано 220 образовательно-производственных центров и образовательных кластеров среднего профессионального образования (не требующих производственной подготовки – например, творческие или педагогические колледжи). В кластеры объединены более 900 колледжей и техникумов в 79 регионах России по 24 отраслям.


В 2022–23 учебном году уже 344, 9 тысяч студентов обучались по программам «Профессионалитета», что больше запланированного в 2,3 раза. В 2024 году число студентов достигнет 1,35 млн.


Дополнительно в 2024 году будут созданы кластеры электронной промышленности и индустрии робототехники. А всего в этом году будут созданы 90 образовательно-производственных кластеров и 60 образовательных кластеров среднего профессионального образования. К 2026 году такие кластеры появятся в 89 регионах – это позволит подготовить 1 млн специалистов.


Из-за высокого интереса бизнеса количество предприятий-участников федпроекта «Профессионалитет» к 2030 году планируют увеличить с ранее запланированных 900 до 4000, потому что компаниям нужны профессиональные кадры.

Чемпионы нового времени

С 2023 года по федпроекту «Профессионалитет» стартовало Всероссийское чемпионатное движение, в которое входят чемпионаты по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионат высоких технологий. Студенты и старшеклассники со всей страны соревнуются в компетенциях наиболее востребованных профессий. На своем опыте они убеждаются, насколько увлекательные профессии предлагает современное образование, повышают мастерство с помощью наставников, лучших в своем деле.


В феврале 2024 года стартовали региональные этапы чемпионата профессионального мастерства, участниками стали уже более 120 тысяч человек. В 2024 году на соревнованиях школьники старше 14 лет и студенты колледжей и техникумов продемонстрируют свои профессиональные навыки по 267 ключевым и инновационным направлениям, значимым для экономики России. Затем лучшие конкурсанты выйдут на межрегиональные соревнования, где представят свои регионы. Финал пройдет с мая по конец июля.

В 2022 году на базе Рязанского колледжа электроники создали образовательно-производственный кластер «Машиностроение». В него также вошли Касимовский нефтегазовый колледж, Клепиковский технологический техникум и Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго, а партнерами стали ведущие предприятия региона: «Тяжпрессмаш», Серебрянский цементный завод, завод «Михайловцемент», Рязанский нефтеперерабатывающий завод.


Благодаря федпроекту «Профессионалитет» Рязанский колледж электроники получил субсидию, на которую обновил оборудование в лабораториях и мастерских.


Основные образовательные программы в колледжах и техникумах кластера созданы с учетом запросов работодателей. Главные направления обучения – сварочное производство, мехатроника и робототехника, техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства (по отраслям), монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования, сварщик ручной, частично механизированной сварки (наплавки).


Следующим этапом развития кластера стало создание учебно-производственного комплекса на базе колледжа электроники. Ребята не только проходят практическую подготовку, отвечающую требованиям работодателя, но и получают возможность начать работать и зарабатывать во время учебы или сразу после нее. Студенты и выпускники выполняют небольшие заказы на оборудовании кластера. Двадцать учащихся получили возможность трудоустроиться в учебно-производственный комплекс – совмещать учебу с работой, выполнять заказы на базе мастерских и получать во время практики зарплату. При получении диплома у выпускников уже будет первая запись в трудовой книжке.


Студенты выполняют заказы предприятий, входящих в кластер. Для предприятия «Тяжпрессмаш» изготовлено более 80 000 комплектующих. Учащиеся и преподаватели Рязанского колледжа электроники регулярно оказывают помощь участникам специальной военной операции. С начала ее проведения они изготовили и направили бойцам более 800 печей, 2500 саперных крюков-«кошек» для разминирования, маскировочные сети, 200 печей-щепочниц, а также гуманитарный груз.


Обучение, ориентированное на практику в сотрудничестве с работодателями, и современная материально-техническая база позволяют студентам кластера «Машиностроение» стать высококвалифицированными востребованными специалистами.

Ульяновская область поддержала проект «Профессионалитет» одной из первых. По нему здесь созданы два образовательных кластера: «Авиастроение» и «Сельское хозяйство», по этим направлениям уже обучаются 2364 студента. В 2022 году в структуре Ульяновского авиационного колледжа – Межрегионального центра компетенций при участии филиала ПАО «Ил»-Авиастар создан образовательно-производственный кластер. В колледж закупили станки с ЧПУ, токарные и фрезерные станки, организовали слесарную и клепальную мастерские.


В кластер также вошли Ульяновский электромеханический колледж, Ульяновский профессионально-политехнический колледж и Димитровградский технический колледж. Студентов готовят по востребованным для «Авиастара» направлениям – слесарь по изготовлению деталей летательных аппаратов, сборщик-клепальщик, оператор станков с программным управлением, фрезеровщик.


Образовательно-производственный кластер «Сельское хозяйство» на базе Новоспасского технологического техникума открылся в 2023 году. Партнёром стал холдинг «Проминвест», в состав которого входит несколько сельхозпредприятий.


Новоспасский техникум с помощью федпроекта «Профессионалитет» закупил новое оборудование для лаборатории, а также два трактора, комбайн, квадрокоптеры, посевные и уборочные комплексы.


В кластер также вошли Кузоватовский технологический техникум, Большенагаткинский техникум технологии и сервиса, Жадовский сельскохозяйственный техникум, Рязановский сельскохозяйственный техникум. Студентов готовят по специальностям «Агрономия», «Зоотехния», «Сварочное производство», «Повар, кондитер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».


В 2024 году в области появятся ещё два образовательно-производственных кластера – «Радиоэлектроника» в Ульяновском техническом университете при участии Ульяновского конструкторского бюро приборостроения. В кластер войдут колледж экономики и информатики имени А.Н. Афанасьева, Ульяновский профессионально-политехнический колледж и Ульяновский многопрофильный техникум.


Создадут шесть современных лабораторий, где студенты будут изучать основы моделирования и автоматизированного проектирования, монтажа и контроля электронных средств, изготавливать печатные платы и устройства, проводить испытания. Площадка радиомонтажа и настройки будет организована в профессионально-политехническом колледже.


Еще один кластер для отрасли «Искусство и креативная индустрия» запланирован на базе Ульяновского техникума отраслевых технологий и дизайна при поддержке швейной фабрики «Бостон».


В кластер войдут Ульяновский колледж культуры и искусства, Димитровградский технико-экономический колледж, Димитровградский техникум профессиональных технологий, Ульяновский техникум железнодорожного транспорта, Ульяновский многопрофильный техникум. При участии работодателей создадут студии креативных идей, медиа-дизайна, рекламы и цифрового дизайна, дизайна костюма и проектирования моделей одежды, а также конструкторское бюро.


В 2025 году Ульяновская область примет участие в конкурсе на создание образовательно-производственных кластеров «Машиностроение», «Медицина», «Педагогика и образование».

В городе Балашов Саратовской области на базе Балашовского техникума механизации сельского хозяйства благодаря федпроекту «Профессионалитет» создан кластер «Коммуникационные технологии в сельском хозяйстве».


В техникуме сделали капитальный ремонт и оборудовали 14 лабораторий. Здесь ребята осваивают навыки, необходимые современным сельхозпроизводителям – программирование, нейрокоммуникации, создание искусственного интеллекта, управление сельскохозяйственными беспилотниками. В течение трех лет планируется подготовить около 900 специалистов в области сельского хозяйства, владеющих ИТ-технологиями.

На базе Омского авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского открылся образовательно-производственный центр по направлению «Машиностроение». Индустриальными партнерами проекта стали шесть ведущих предприятий региона, а сетевыми — семь колледжей.


Обучаться новым профессиям и специальностям в сфере машиностроения, электроники, информационных технологий и других актуальных областях будут 1375 студентов. Для них готовы мастерские, оборудованные новыми станками.


Центр создан с участием Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, Омского научно-исследовательского института приборостроения, Центрального конструкторского бюро автоматики, Омского электромеханического завода, а также Омского завода транспортного машиностроения и НПО «МИР».


Студенты смогут получить рабочую специальность высокой квалификации и соответствующий опыт на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство. «Профессионалитет» помогает адаптировать выпускника к конкретному рабочему месту – обучение строится с учетом запросов работодателя, который знает, какие навыки требуются его будущим сотрудникам.


На базе Омского технологического колледжа в партнерстве с шестью предприятиями также начал работу образовательный кластер отрасли «Туризм и сфера услуг» «СервисПРОФИ». Здесь 825 студентов будут осваивать профессии и специальности в сфере технологии легкой промышленности, средств массовой информации, сервиса и туризма, изобразительного и прикладного искусств.

Обратная связь

Вы получили среднее профессиональное образование или только выбираете колледж? Расскажите нам об этом!

  • Рабочая биография
  • СПО по-новому
  • Среднее повышает разряд
  • Проверка экзаменом
  • Самый ценный миллион
  • Чемпионы нового времени
  • В Рязани учат работать и зарабатывать
  • От самолетов до одежды
  • Сельская цифровизация
  • Студенты космического уровня
  • Обратная связь