национальные проекты России

С ветерком и комфортом: как изменилась дорожная сеть России за последние 20 лет?

Реконструкция федеральных и региональных дорог идет уже 20 лет. За это время построили Русский мост и Крымский мост, проложили КАД вокруг Санкт-Петербурга и ЦКАД вокруг Москвы, реализовали сотни других крупных проектов. Дорог с твердым покрытием стало больше на 85%. Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», инициированному Президентом РФ Владимиром Путиным, строительство дорожной инфраструктуры и обновление пассажирского транспорта теперь ведется на еще более высоком системном уровне.

В 1990-е годы дорожная инфраструктура испытывала серьезные проблемы. Асфальт повсеместно в рытвинах и ухабах, отсутствие дорог с твердым покрытием ко многим отдаленным деревням и селам, разбитые участки на междугородних магистралях. С этим в повседневной жизни сталкивался каждый.  


К 2003 году федеральная сеть дорог протяженностью 46,8 тыс. км соответствовала нормативам лишь на 40%. Причин неудовлетворительного состояния было несколько. Самая очевидная – недостаток государственного финансирования. Строительство дорожной инфраструктуры входило в зону ответственности регионов. Не хватало производственных мощностей, а нормативы не пересматривали с советских времен. Но даже их обычно не соблюдали. Дорожники вспоминают, что покрытие делали более узким, чем предписывал ГОСТ, а материалы экономили. В итоге некоторые дороги нуждались в ремонте еще до завершения гарантийного срока.


Плохие дороги тормозили развитие экономики: перевозка любых грузов автотранспортом становилась проблемой. На особенно «убитых» участках водители-дальнобойщики простаивали сутками, ожидая подмоги, чтобы выбраться из колеи.


Протяженность скоростных дорог до 2000 года составляла всего 365 км – это МКАД, а также трассы Москва – Тула и Москва – Волоколамск; всего три на всю страну. 

Ситуация начала быстро меняться в 2000-х годах. По данным Росстата, с 31 декабря 2000 до 31 декабря 2013 года протяженность автодорог общего пользования увеличилась с 584 тыс. до 1 млн 396 тыс. км, то есть на 139%. А дорог с твердым покрытием стало больше на 85% – их протяженность выросла с 532 тыс. до 984 тыс. км.


Именно в нулевых было реализовано несколько масштабных проектов: Третье транспортное кольцо в Москве, кольцевая автодорога в Санкт-Петербурге, реконструкция трассы «Амур» от Читы до Хабаровска. В 2010-м началось строительство скоростной автодороги М-11 «Нева».


Позже, в 2014 году, построили высококачественную трассу «Скандинавия» от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией. Старая дорога в этом направлении была двухполосной, новую расширили до четырех, а на некоторых участках – до шести полос. Появились многоуровневые развязки.


Русский мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный стали строить в 2008 году к саммиту АТЭС 2012 года. Это вантовый мост с самым длинным пролетом в мире среди подобных сооружений – 1104 м. Его высота составляет 324 м.

В 2016 году началось строительство уникального инженерного сооружения – Крымского моста, самого протяженного не только в России, но и в Европе. Его длина – 19 км. Мост соединил Таманский полуостров с Керчью. Движение по нему открыли уже в мае 2018 года.


За год до этого стали строить трассу «Таврида» от Керчи до Севастополя, четырехполосную автостраду первой технической категории (маршрут Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь). Это главная дорога в регионе с высокой пропускной способностью, проложенная в обход крупных населенных пунктов. «Таврида» оборудована надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми развязками. Дорогу открыли летом 2020 года.


Строительство через Волгу Президентского моста, одного из советских долгостроев, неоднократно пытались возобновить в 90-е годы, но безуспешно. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда его включили в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» на 2002–2010 годы. Двухъярусный балочный мост протяженностью почти 6 тыс. м упростил транспортное сообщение между европейской частью России и Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. Первую очередь моста открыли в 2009 году, вторую – в 2011-м.


Старт созданию моста, соединяющего Россию и Китай через реку Амур, от Благовещенска до Хэйхе, был дан в 2014 году. Декларацию о намерениях подписали во время российско-китайской выставки ЭКСПО. В декабре 2016 года началось строительство. Грузовое движение по мосту открыли 10 июня 2022 года. Его общая длина составляет 1284 м. У моста 12 пролетов, два из них предназначены для пропуска судов.


В 2016 году началось активное строительство ЦКАД – скоростной кольцевой автодороги вокруг Москвы, проект которой был подготовлен в начале 2000-х.

Путевые хроники

Более 300 крупнейших инфраструктурных транспортных объектов, в том числе мостов, создано в стране с начала 2000-х годов. Ускорил этот процесс национальный проект «Безопасные качественные дороги», который стартовал в 2019 году и недавно был продлен до 2030 года. Он предусматривает не только реализацию масштабных федеральных проектов, но и развитие региональной дорожной сети.

Один из значимых проектов – трасса М–12 «Восток» между Москвой и Екатеринбургом, строительство которой началось в апреле 2021 года. Несколько ее участков уже функционируют.


В 2020 году достроили основную часть ЦКАД, а 8 июля 2021 года Владимир Путин открыл заключительный участок кольцевой автодороги вокруг Москвы. Обходной участок на трассе М–4 «Дон» длиной 84 км также сдали в 2020 году.


Дороги можно сравнить с кровеносной системой страны. От их состояния зависит развитие промышленности и туризма, строительство и снабжение жителей отдаленных территорий необходимыми товарами, доступ к медицинским услугам и образованию.


В 2023 году протяженность автомобильных дорог федерального значения с твердым покрытием составляет уже 64 478,511 км, из них нормативам соответствует более 70%.


По итогам 2022 года в городских агломерациях свыше 79% дорог соответствуют современным нормам качества. Это на 14% больше, чем в 2019 году. Планируется, что в 105 городских агломерациях такими станут 85% дорог .


Автотрассы регионального значения по итогам прошлого года отвечают нормативам более чем на 50%. А к 2030 году 60% таких дорог приведут в нормативное состояние – они будут соответствовать современным нормам удобства, безопасности и долговечности. 


Дороги становятся все удобнее для маломобильных людей. Благодаря нацпроекту за 4 года по всей стране для них адаптировали около 4000 участков дорог. А по планам на этот год людям с ограниченными возможностями станут доступны почти 400 дорожных объектов.


Активно обновляют дороги, ведущие к медицинским учреждениям, детским образовательным и досуговым центрам. Чтобы ребятишкам удобнее было добираться в школу или центр творчества, работу на этих участках стараются полностью завершить до 1 сентября.

А еще хорошие дороги помогают развитию туризма, малого и среднего бизнеса. Удобный проезд к памятникам архитектуры и природным достопримечательностям повышает их популярность. Больше туристов – больше необходимости в местах для ночлега, кафе, ресторанах, экскурсиях и сувенирах.


Дорога – не просто ровное покрытие, но и тротуары, переходы, разметка, освещение, светофоры и дорожные знаки – все, что защищает жизнь и здоровье пешеходов и водителей. За 4 года установлено более 622 тыс. дорожных знаков, более 3,9 млн пог. м барьерного и 1 млн пог. м пешеходного ограждения. Кроме того, установлено более 2,6 млн пог. м стационарного освещения, появилось более 10,4 тыс. светофоров, а на проезжую часть нанесли более 64 млн пог. м разметки.

Лучше на электробусе

Невозможно рассматривать дорожную сеть отдельно от общественного транспорта, которым каждый день пользуются миллионы жителей нашей страны.


Замена старых автобусов и маршруток на новые автобусы, трамваи и троллейбусы позволяет решить сразу несколько важных задач. Передвигаться по городу комфортнее, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Все новые модели автобусов и троллейбусов – низкопольные, большинство – с откидывающимися трапами, чтобы было удобно заходить.


Благодаря новому транспорту сокращаются выбросы в атмосферу – отечественные автобусы не уступают, а часто и превосходят импортные аналоги. Транспорт с гибридными двигателями или работающий на электроэнергии не загрязняет воздух в городах. Выбросы в атмосферу сокращаются еще и потому, что даже автовладельцы чаще пользуются удобным общественным транспортом.

Обсудим вместе

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» ориентирован в первую очередь на комфорт и безопасность людей. Удобные переходы, освещенные тротуары и экологичный общественный транспорт повышают качество жизни. Более продуманно подходить к планированию дорожной инфраструктуры помогает налаженная обратная связь по нескольким каналам – от сайта нацпроекта до социальных сетей.


В обсуждении работ по ремонту и строительству дорожных объектов задействованы лидеры общественного мнения – около 500 человек из 84 регионов-участников нацпроекта. Они участвуют в различных мероприятиях на всех этапах реализации нацпроекта: рассмотрении перечня дорожных работ, инспекционных выездах, приемках готовых объектов.

В Республике Алтай обновили более 24 км дорожного покрытия на трассе Усть-Сема – Чемал – Куюс, которая идет вдоль правого берега Катуни. Это одна из самых красивых дорог в мире и популярный туристический маршрут. Здесь находится множество природных достопримечательностей и мест для отдыха и ночлега – туркомплексов, кемпингов и баз отдыха.


Дорогу построили в соответствии с современными требованиями: основание уложили методом холодной регенерации, укрепляющим грунт. Смонтировали 10 труб для отвода воды, уложили два слоя асфальтобетонного покрытия, укрепили обочины и нанесли разметку. Для безопасности вдоль трассы установили барьерное ограждение, сигнальные столбики и 81 дорожный знак.

Сейчас в Красноярском крае достраивается Высокогорский мост протяженностью 1200 м через Енисей – основные работы уже закончены. До сих пор на правый берег реки можно было добраться только на пароме, а зимой – по льду. Мост свяжет северную и южную часть края, значительно упростит жизнь сотен людей и запустит новый этап в развитии региона. В Северо-Енисейском районе добывают четверть всего золота России. Здесь смогут разрабатывать новые месторождения, создать новые рабочие места и привлечь инвестиции.


По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» на сооружение моста выделили около 7 млрд рублей. Объект по плану должны сдать зимой, но работы идут с опережением и движение по мосту, скорее всего, откроют уже в начале осени.


Мост прошел испытания – по нему проехали 14 самосвалов общим весом 490 тонн. Специалисты обследовали основные конструктивные элементы – опоры, пролетные строения, деформационные швы, дорожное полотно, систему водоотвода, ограждения. Затем провели динамические испытания, установив, насколько гибкие и прочные опоры моста и другие несущие конструкции. При проезде машин замеряли колебания пролетов и скорость затухания. Руководитель КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Андрей Журавлев пояснил: «Такие испытания проводятся только на крупных мостовых сооружениях, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам индивидуального проектирования».


С 2008 года в регионе построили три таких сооружения: через Енисей на обходе Красноярска, Николаевский мост в самом Красноярске и через Ангару в Богучанском районе. Новый мост через Енисей будет самым крупным.

В 2020 году по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» отремонтировали 11,2 км автомобильной трассы, которая обеспечивает сообщение между шестью населенными пунктами Ставропольского района и удобный проезд до Тольятти и обратно. Дорогой активно пользуются и жители дачных поселков – вдоль нее расположены 12 тыс. участков, где постоянно проживает около 8 тыс. человек. По этому направлению также проходит школьный маршрут.


Все работы на трассе выполнили в соответствии с новым ГОСТом: расширили проезжую часть, уложили покрытие на двухслойное основание из щебенки с прослойкой из материала, препятствующего образованию трещин. Нижний слой дорожного покрытия состоит из крупнозернистого плотного асфальтобетона толщиной 8 см, верхний слой – из асфальтобетонной смеси с добавлением щебенки и мастики. Установили также ограждения и нанесли разметку термопластиком. Проложили удобный широкий тротуар длиной 1,3 км и починили два моста – через Суходол и через овраг Волосяной.


Новое стационарное освещение на пешеходных переходах работает на энергии ветра и солнца – такой комбинированный экологичный вариант впервые использовали на региональных дорогах Самарской области.


Руководитель управления эксплуатации и ремонта автомобильных дорог регионального Минтранса Александр Николаев пояснил: «На пешеходных переходах, где нет близлежащих линий электропередач, мы устанавливаем автономные светильники на солнечных батареях. Но зимой опытные образцы показали себя не слишком эффективно – и солнца мало, и панели покрывал снег, который необходимо было постоянно счищать. Поэтому решили применить комбинированные установки с панелями солнечных батарей и ветрогенераторами. Накопителями электроэнергии при этом выступают аккумуляторы».

В Белгороде на улице Студенческой обновили путепровод над железной дорогой и рекой Северский Донец. Построили его в 1976 году и с тех пор ни разу не делали капитальный ремонт. Реконструкцию провели благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Чтобы не закрывать улицу для движения автотранспорта, ремонт разделили на два этапа: сначала обновили северную часть, затем южную.


В июне 2022 года дорожники приступили к работе. Укрепили железобетонные конструкции и опоры, заменили тротуарные блоки, ограждение, сделали гидроизоляцию, заменили дорожное полотно протяженностью 164 м. Движение по северной части путепровода открыли уже в октябре 2022 года. В январе 2023 года начали реконструкцию южного участка. Заменили дефектные балки пролётных строений, отремонтировали железобетонные конструкции, обновили тротуары и лестницы, уложили новый асфальт, установили ограждение и освещение. Ремонт завершили по плану – 1 июля 2023 года. Реконструкция обошлась в 166,7 млн рублей.


Мэр Белгорода Валентин Демидов рассказал: «Путепровод очень нуждался в ремонте. Его не касались с момента строительства. А это пролетные строения, железобетонные конструкции. Дорожное полотно – лишь видимая, малая часть работы. Дорожники работали в очень хорошем темпе, делали все, чтобы завершить как можно скорее».

Троицкий мост в городе Пскове признали нуждающимся в реконструкции и закрыли в марте 2022 года, а в начале июля 2023-го работы уже завершились. Проект финансировался из местного и федерального бюджета по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».


Мост через реку Пскова в районе улицы Леона Поземского, связывающий район Запсковье с центром города, существовал на этом месте с XIV века. Сначала он был деревянным, затем каменным, металлическим и после железобетонным – с 1950-х годов. При реконструкции сохранили исторический вид моста, но значительно укрепили и расширили – он стал четырехполосным.


В ходе работ установили новые береговые и промежуточные опоры, обустроили пролетное строение, уложили трехслойное дорожное покрытие, благоустроили пространство под мостом и вокруг, установили освещение и дополнительную архитектурную подсветку.


Новый благоустроенный мост разгрузил дорожное движение. Пока он был закрыт на реконструкцию, автомобилисты стояли в пробках на Октябрьском проспекте, улицах Некрасова, Карла Маркса. Кроме того, многие экскурсионные маршруты, включающие осмотр Псковского кремля, стали удобнее – улица Поземского, в створе которой расположен мост, как раз ведет в кремль.

В 2020 году благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» началось масштабное обновление пассажирского транспорта по всей стране. Регионы приобретают современные автобусы и троллейбусы в лизинг по программе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Часть затрат перевозчиков субсидируется из федерального бюджета. Регионы участвуют в программе на конкурсной основе. Минтранс оценивает готовность городской инфраструктуры к переходу на новый уровень. Необходимо организовать выделенные полосы, обеспечить бесконтактную систему оплаты проезда и соблюдение расписания.


Новые троллейбусы марки «Адмирал» закупили в этом году для Курской агломерации. С апреля 15 машин марки «Адмирал» ездят по маршрутам № 11 и 2, курсируя между центром города и микрорайонами Северный и Северо-Западный. Троллейбусы произведены на Энгельсском заводе электрического транспорта и почти полностью собраны из деталей российского производства.


«Адмиралы» могут проехать без контакта с сетью не меньше 20 км. Работать в автономном режиме позволяет уникальная тяговая батарея. При этом система накопления энергии весит на 100 кг меньше, чем у современных иностранных троллейбусов. Аккумуляторный блок расположен на крыше – не занимает места в пассажирском салоне, а еще это предохраняет от возгораний. Новые троллейбусы соответствуют современным требованиям: комфортабельные салон и кабина водителя, пониженный уровень шума.


А в прошлом году Курск получил по нацпроекту 50 комфортабельных автобусов Volgabus большой вместимости. Новые машины перевозят пассажиров с 1 января 2023 года. Всего на новых автобусах и троллейбусах в Курской агломерации перевезли около 4 млн человек.


Обновляется пассажирский транспорт и в Перми. В 2022 году город получил 11 новых автобусов марки «НЕФАЗ», произведенных на Нефтекамском автомобильном заводе. Машины работают на газомоторном топливе – более экологичном, чем бензин и дизтопливо.


По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» за последние три года Пермь получила 143 машины отечественного производства. Они современные безопасные и удобные, оборудованы ГЛОНАСС, системой учета пассажиропотока, видеокамерами и климат-контролем, а также автоматическими устройствами пожаротушения. Для удобства пассажиров новые автобусы – низкопольные, они оснащены специальными откидывающимися панелями, которые позволяют плавно заехать в салон автобуса на инвалидной коляске.


Автобусы вышли на маршруты № 3, 10 и 36 в январе 2023 года. За это время новый транспорт перевез почти 5 млн пассажиров. Ежедневно только автобусами в Перми пользуются около 600 тыс. пассажиров.

Обратная связь

Там, где вы живёте, отремонтировали дорогу или построили мост? Или запустили новые комфортные автобусы? Можем рассказать об этом в одной из публикаций. Пишите нам!

  • Не путь, а направление
  • Большие стройки
  • Путевые хроники
  • Лучше на электробусе
  • Обсудим вместе
  • Самый красивый путь на Алтай
  • Переправиться через Енисей
  • До Тольятти с ветерком
  • Первый капремонт за 50 лет
  • В кремль без пробок
  • Автобус по расписанию
  • Обратная связь