Теплица для конструкторов
Возможность стать востребованными специалистами еще до окончания вуза дают студенческие конструкторские бюро (СКБ). Инженерно-техническое образование там максимально приближено к практике. Бюро объединяют студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей – более 83 тысяч человек по всей стране. СКБ сотрудничают с предприятиями, работающими в области искусственного интеллекта, аэрокосмических технологий, робототехники, 3D-печати и прототипирования. Среди них такие гиганты, как госкорпорации «Росатом» и «Ростех», ПАО «Газпром», «Сбербанк», РЖД.
529 СКБ в 78 регионах России за 2024 год привлекли к совместной работе более тысячи индустриальных компаний – это в два раза больше, чем годом ранее.
В пятёрке регионов – лидеров по количеству студенческих конструкторских бюро Москва (66), Республика Башкортостан (30), Санкт-Петербург (29), Новосибирская (25) и Томская (21) области. А среди университетов первые четыре места занимают Оренбургский университет (20 СКБ), Уфимский университет науки и технологий (16), Чувашский государственный университет (13), Южный федеральный университет (11). Пятое делят Новосибирский технический университет, Рыбинский авиационный технический университет и Самарский национальный исследовательский университет – в каждом из них по 9 бюро.
Еще одна важная задача, которую помогают решать СКБ, – профориентация школьников. Экскурсии, встречи с молодыми учеными и мастер-классы позволяют заинтересовать ребят инженерным творчеством.
Стратегически важные инженеры
Передовые инженерные школы (ПИШ) – одно из самых перспективных направлений подготовки сильных специалистов для конкурентоспособной независимой экономики. Президент России Владимир Путин поддержал идею продлить проект создания ПИШ до 2030 года. Глава государства подчеркнул: «Сеть из 100 таких центров будет готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, в транспорте, в социальной сфере».
Передовые инженерные школы создают при поддержке нацпроекта «Молодежь и дети». Студенты вузов работают там над производственными кейсами, ведут перспективные исследования. Образовательные программы разрабатывают совместно с компаниями-партнерами университетов. Уже более 1,2 тысяч программ опережающей подготовки инженеров внедрили в ПИШ для стратегических отраслей экономики.
Здесь оборудованы современные инжиниринговые центры, лаборатории и производственные полигоны. Таким образом, ПИШ становятся не только образовательной площадкой, но и полноценной частью предприятия-партнера. Самых талантливых студентов мотивируют практиками и стажировками с персональными наставниками из индустрии.
На базе ПИШ также проходят переподготовку инженеры и преподаватели вузов, которым необходимо регулярно обновлять свои знания. Так повысили квалификацию уже более 27 тысяч специалистов. Сейчас в ПИШ учатся 6 тысяч человек.
Повышая планку среднего профессионального
Программы, сформированные в тесном сотрудничестве с крупными компаниями-работодателями, – одно из главных преимуществ, которые обеспечивает федпроект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». В нем участвуют более 1470 колледжей и техникумов и 2430 ведущих предприятий. С 2022 года студенты заключили более 75 тысяч целевых договоров.
В 2025 году в системе «Профессионалитета» учатся более 1,8 млн студентов. Особенно эффективно обучение идет в производственных кластерах, где готовят специалистов для IT, радиоэлектроники и других востребованных направлений. В 86 регионах страны открыты 506 кластеров.
Новые методики обучения и наставничества разрабатывают в Технопарках профобразования. На их базе будут развивать межрегиональные центры подготовки кадров для авиа-, судостроительной и инновационной транспортной, а также химической отраслей. Первый технопарк открыли в сентябре 2023 года в Калуге. Уже более 2600 человек прошли подготовку по ключевым компетенциям – от сварочных технологий до робототехники. В 2025 году заработал технопарк профобразования в Нижнем Новгороде.
Лучшие кадры для авиации
На базе Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева создана передовая инженерная школа «Комплексная авиационная инженерия». Ее специализация – новые технологии в авиастроении, в том числе производство нового гражданского среднемагистрального самолета и сверхлегкого вертолета, а также улучшение транспортной мобильности и средств производства, новых материалов и химии.
Ключевые индустриальные партнеры передовой инженерной школы – гиганты авиастроительной отрасли. Это Казанский вертолетный завод, ПАО «Туполев», Уральский завод гражданской авиации, производитель интегральных схем АО «Микрон», Российский федеральный ядерный центр – ВНИИ экспериментальной физики, АО «Атомдата-Иннополис».
Для участников ПИШ организовали образовательные пространства по технологическому моделированию, изготовлению композитных материалов, электромагнитной совместимости объектов и другим актуальным направлениям в области самолетостроения.
Молодые ученые кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления КНИТУ-КАИ уже разработали на базе ПИШ инновационный программный комплекс. Он основан на технологиях компьютерного зрения и позволяет анализировать направление транспортных потоков и более эффективно ими управлять.
Молодые профессионалы для Дальнего Востока
На базе Приморского индустриального колледжа с 2024 года развивается образовательно-производственный кластер авиастроения. Здесь провели капитальный ремонт – обновили более 1800 квадратных метров площадей, закупили современное оборудование для 12 зон по разным видам работ, лабораторий и мастерских.
В составе кластера еще 5 образовательных учреждений Приморского края: Дальневосточный судостроительный колледж, Владивостокский судостроительный колледж, Спасский индустриально-экономический колледж, Лесозаводский индустриальный колледж и Владивостокский государственный университет.
Среди специальностей, которые можно там получить: сетевое и системное администрирование, аддитивные технологии, технологии машиностроения, производство летательных аппаратов, управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям).
Студенты с первого курса практикуются на современном оборудовании последних моделей. Молодые специалисты с такой профессиональной подготовкой высоко востребованы на Дальнем Востоке. Индустриальные партнеры колледжа – Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», машиностроительный комплекс «Аскольд» и компания «ТехПолимер ДВ».
На 2025-2026 учебный год на бюджетные места в колледж зачислили 450 студентов.
Целевая подготовка в Марий Эл
В Республике Марий Эл образовательно-производственный кластер «Радиоэлектроника-РМТ» создан на основе радиомеханического техникума. Здесь можно освоить востребованные в регионе специальности. Среди них: монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, технология машиностроения.
Здесь оборудовали 9 зон по видам работ: от систем автоматизированного проектирования и технического обслуживания радиоэлектронной техники до слесарных работ и высокоточной обработки поверхностей. В кластере обустроили 99 рабочих мест и установили современное оборудование. Есть и уникальные установки, например, ручной принтер для трафаретной печати и полуавтоматический принтер для трафаретной печати, четырехканальные цифровые осциллографы, цифровой стереомикроскоп, универсальный сварочный модуль КЕДР.
Выпускники могут трудоустроиться на одном из предприятий-партнеров кластера. Это Марийский машиностроительный завод, компания «Потенциал», которая производит электроустановочное оборудование, Завод полупроводниковых приборов, крупнейшее в регионе металлообрабатывающее предприятие «Инструмент-Н», поставщик IT-технологий компания «Автограф», а также Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл. В прошлом году колледж заключил с этими компаниями 20 договоров о целевом обучении. По прогнозу подготовки кадров для предприятий реального сектора экономики, к 2027 году в кластере планируют обучить более 200 специалистов.
Обратная связь
Вы обучаетесь в передовой инженерной школе или в кластере, созданном по программе «Профессионалитет»? Расскажите нам об этом.