национальные проекты России

Эволюция школы: как изменилось обучение детей за последние 20 лет

Благодаря нацпроекту «Образование» подход к организации среднего образования стал системным – в школах создают комфортные условия, внедряют современные программы обучения, а педагоги повышают квалификацию. Система центров научно-технического творчества и дополнительного образования, также созданная по нацпроекту, уравнивает возможности детей из крупных городов и отдаленных поселков. За время реализации нацпроекта построено более 1300 новых школ, открыто более 17 тысяч центров «Точка роста» и более 365 детских технопарков «Кванториум».

Урок выживания

Из-за сокращения финансирования в 1990-х годах всем средним школам страны пришлось существовать в крайне тяжелых условиях. Строительство новых зданий прекратилось. Старые школы не ремонтировали, оборудование не закупали. Учителя месяцами не получали зарплат, и это способствовало оттоку кадров в коммерческие лицеи и гимназии. Уровень преподавания в государственных школах снижался, особенно в селах и отдаленных районах, где и без того часто не хватало педагогов.

Нужны были и новые учебные программы. Их разрабатывали в основном энтузиасты в государственных школах, а также платные учебные заведения – они стремились повысить качество преподавания и вводили углубленное изучение некоторых предметов или даже новые дисциплины.


В крупных городах, в популярных школах с крепкими традициями часто создавали попечительские советы и фонды поддержки. В них принимали обеспеченных родителей. Многие московские школы ввели вступительный взнос. Приветствовались подарки школе, классу и лично учителям. Система пожертвований часто становилась непреодолимым барьером для зачисления детей – не все родители имели возможность доплачивать за обучение.


Закон об образовании 1992 года отменил десятилетку – теперь обязательное обучение в школе ограничивалось девятью годами. Это еще сильнее сократило доступ к среднему образованию, особенно для подростков из малонаселенных деревень и поселков, где учиться после девятого класса часто было негде.

Образование в приоритете

5 сентября 2005 года Президент России Владимир Путин объявил о запуске приоритетных национальных проектов. Один из них, нацпроект «Образование», был создан для поддержки учебных заведений, внедрения современных образовательных технологий и цифровизации школ. В 2006–2010 годах финансирование нацпроекта составило 280 млрд рублей.


Более 18 тысяч российских школ подключили к интернету уже в 2008 году – раньше, чем планировалось. Благодаря нацпроекту школы получили 5113 комплектов интерактивного учебного оборудования. На октябрь 2011 года доступ к интернету имели уже 97 % школ. А сейчас он есть у всех российских школ.

За счет нацпроекта в школы в общей сложности закупили 12,5 тысяч комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, в том числе более 1300 интерактивных досок. Уже в первый год реализации нацпроекта сельским школам передали 1769 автобусов.


По 1 млн рублей получили 3 тысячи инновационных школ, наградили также 10 тысяч лучших учителей. Талантливым школьникам и студентам, победителям олимпиад и конкурсов, вручили по 30 и 60 тысяч рублей.


При поддержке нацпроекта создано два федеральных университета – в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый из них основан на базе нескольких местных вузов и стал главным учебным и научным центром в своем федеральном округе. Университет Ростова-на-Дону – в Южном, Красноярский университет – в Сибирском. В 2010–2014 годах сформировали еще восемь федеральных университетов.


Гранты в 5 млрд рублей распределили между семнадцатью передовыми университетами. Вузы получили средства на лабораторное оборудование, разработку и покупку программного и методического обеспечения, повышение квалификации сотрудников.

Цифровая грамота

Проект модернизации региональных систем общего образования, принятый Правительством РФ в 2011 году, определил новые приоритеты, в том числе повышение цифровой грамотности учителей и создание среды для обучения современным технологиям в школах. В классы информатики закупили компьютеры и планшеты для педагогов и учащихся. Выделили средства на ремонт ветхих школьных зданий и строительство новых. Приобрели для кабинетов учебные пособия и оборудование.


Более масштабные перемены определил новый нацпроект «Образование», запущенный в 2019 году. Отремонтированные школы, укомплектованные компьютерами, цифровыми учебными станками, мини-лабораториями в кабинетах физики и химии, необходимы, чтобы подготовить будущих инженеров, программистов и ученых. А хорошо оснащенные спортивные залы и площадки позволяют проводить уроки физкультуры на высоком уровне и поддерживать здоровье ребят.


В 2022 году было отремонтировано более 3 тысяч школьных зданий, еще 1384 школы привели в порядок в 2023 году, а к 2026 году капитальный ремонт и переоборудование завершатся в 7300 школах России. А до 2030 года будут капитально отремонтированы 18500 школьных зданий.


Школьные здания не только ремонтируют, но и строят – за время реализации нацпроекта «Образование» открыто более 1300 школ для 1 млн детей.

Ремонт и переоснащение школ – это не только новые стены и мебель, но и современная IT-инфраструктура для обучения. До конца 2024 года более 22 тысяч образовательных организаций получат ноутбуки и другое оборудование для внедрения цифровой образовательной среды. Только в 2021–2022 годах цифровую модернизацию провели в 8,9 тысячах школ на территории 38 регионов.


Компьютеры, лаборатории и цифровые станки – значимые составляющие современного образования, однако они никогда не будут важнее людей. От того, как оценивается труд педагогов, насколько авторитетна в целом профессия учителя, во многом зависит качество обучения.

Школа для людей

С 1 сентября 2020 года благодаря нацпроекту педагоги-классные руководители из государственных и муниципальных общеобразовательных организаций получают ежемесячную доплату 5 тысяч  рублей. В 2022 году, например, ее начислили 822 565 педагогам.


Руководители или кураторы классов колледжей и других СПО начали получать доплату с 1 сентября 2021 года. В течение 2022 года дополнительные средства из федерального бюджета направили кураторам более 108 822 учебных групп СПО. Их начисляют дополнительно к региональным выплатам.


Еще одна важная мера по нацпроекту «Образование» – горячее питание для учащихся. На сытый желудок знания усваиваются лучше. С 1 сентября 2020 года благодаря софинансированию из федерального бюджета бесплатную горячую еду получают все ученики 1–4 классов государственных и муниципальных школ. По итогам прошлого года ею были обеспечены 100% или 7,7 млн младшеклассников.

Мобильные источники знаний

Благодаря нацпроекту «Образование» в России создается система центров научно-технического и художественного творчества для детей. Основной фокус – на высоком уровне преподавания и доступности знаний для жителей малых городов, сел и деревень.


Концепция развития детского дополнительного образования тесно связана со стратегией научно-технологического развития страны. К преподаванию привлекают сотрудников высокотехнологичных компаний и предприятий, а педагоги проходят дополнительное обучение.


Сеть «Кванториум» включает уже 365 детских технопарков, центров научных исследований и инженерии с современным оборудованием. Здесь учат по 13 направлениям-квантумам: промышленный дизайн, робототехника, био-, нано-, гео-, авто-, аэро-, космо-, энерджи-, IT, VR/AR-, Data-квантумы и хайтек. К концу 2024 года по всей стране будет работать уже 496 «Кванториумов».


Выбор широкий, занятия бесплатные и становятся доступнее с каждым днем. Есть даже мобильные кванториумы, которые приезжают в малые города и села! В 2024 году их уже 85.


Сначала дети получают знания, а после разрабатывают и защищают собственные проекты. За учебный год тысячи ребят проходят обучение и получают профессиональные навыки, которые точно пригодятся в будущем.

Выявить и развить талант ребенка в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и техники помогают в образовательных центрах для одаренных детей «Мини-Сириусы». Таких центров уже 79 почти во всех регионах России. В нихх обучаются дети от 10 до 17 лет, достигшие серьезных успехов в естественных науках и математике, живописи, музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании.


Все центры организованы по образцу образовательного центра «Сириус» на черноморском побережье, созданного по инициативе Президента России Владимира Путина в 2015 году. Здесь прошли обучение уже более 65 тысяч детей.


В «Мини-Сириусе» можно не только осваивать науки, заниматься творчеством и спортом, но и жить. Это удобно для детей из небольших населенных пунктов: они приезжают в ближайший «Сириус», чтобы подготовиться к олимпиаде или освоить один из углубленных учебных модулей. В таких центрах можно учиться и дистанционно – тогда и ехать никуда не надо. Расчет на то, что любой школьник, интересующийся наукой, сможет развивать свои способности, участвовать в конкурсах и создавать проекты.


Кто, как не лидеры IT-рынка, знают, какие специалисты будут наиболее востребованы через несколько лет, чему надо учить начинающих «айтишников»! Центры «IT-куб» которые открываются по всей стране, это экосистема подготовки востребованных профессионалов. Юные программисты в возрасте от 7 до 18 лет «кодят» под руководством опытных наставников. В регионах уже созданы 260 центров цифрового образования «IT-куб», а до конца 2024 года их будет 340.


Сделать сельские школы центром наук и творчества позволяют открывающиеся на их базе «Точки роста». Таких центров по всей стране уже более 17 тысяч, а до конца 2024 года откроется еще 7 тысяч «Точек роста». Центры предназначены для населенных пунктов, где не больше 60 тысяч жителей. В каждой «Точке роста» обязательно учат самому актуальному и интересному: робототехнике, нейропрограммированию, мультипликации. Здесь дети и подростки могут по выбору углубленно изучать школьные предметы и создавать свои первые проекты.

Научный старт

Занятия в детских центрах, которые открываются при поддержке нацпроекта «Образование», бесплатны. Оборудование также предоставляется на средства нацпроекта. Таким образом, вход в высокотехнологичное будущее обеспечен всем детям независимо от возможностей их родителей. Дополнительное образование в кружках и секциях получают более 19 млн детей 5-18 лет.


Возможностей все больше. Школьники могут даже приобщиться к настоящим научным исследованиям благодаря центрам дополнительного образования «Дом научной коллаборации», действующим на базе вузов. Открыто 30 центров в 27 регионах, и еще 240 молодежных научных лабораторий в 30 регионах.


Углублять и расширять знания можно не выходя из дома. Огромный объем дополнительного образовательного контента по всем предметам и научным дисциплинам предоставляют федеральные платформы «Моя школа» и «Мой колледж». Еще один удобный сервис для школьников и педагогов – «Сферум».


Не меньше, чем определиться с будущей профессией, детям важно осознать себя частью своего народа, больше узнать о его истории и развитии. Всероссийский конкурс-фестиваль «Традиции и культурное наследие народов России», который проходит при поддержке нацпроекта «Образование», объединил учащихся и дошкольников из разных регионов, которые увлечены изучением фольклора и этнокультурных традиций.

В городе Малая Вишера Новгородской области открылась гимназия, где создается собственный музей, посвященный истории российских железных дорог. Гимназия носит имя Павла Петровича Мельникова – выдающегося инженера, одного из авторов проекта железной дороги Москва – Санкт-Петербург.


У гимназии два профиля – медицинский и инженерный. Один из кабинетов предназначен для проектно-исследовательской деятельности учеников начальных классов, есть также три инженерно-технологических класса и медико-биологический. Инженерное оборудование для учеников закупила компания РЖД, а здание построено и оборудовано благодаря нацпроекту «Образование».


Директор гимназии Анна Румянцева рассказала, что в школе планируют создать музей истории железной дороги Москва – Санкт-Петербург. В залах установят интерактивные макеты, а посетителям будут раздавать VR-очки, в которых можно «пройтись» по вокзалу Николаевской железной дороги и даже заглянуть в вагоны первых поездов. Знакомиться с экспозицией помогут аудиогиды. В музее дети больше узнают о железнодорожных профессиях и биографиях выдающихся людей, которые строили дорогу.

В Сочи открыли уникальную школу, которая помогла решить сразу две задачи – снизить нагрузку других общеобразовательных школ и обеспечить детям летний отдых. Ее строительство стало возможным благодаря нацпроекту «Образование».


Новая школа находится в густонаселенном микрорайоне «Мамайка», в ней учится 867 человек. Раньше тут находился детский лагерь «Ласточка», который не использовался уже несколько лет. Здесь, на берегу моря, рядом с пляжем, очень красиво, но рельеф сложный: перепад между крайними точками составляет 35 метров. К тому же место сейсмоопасное – здание на нем должно быть устойчиво к землетрясениям до 8–9 баллов.


Школу строили два года. Почву под фундаментом укрепили 8 плитами и двумя стабилизационными стенами на 40 сваях, а всего на участке вбили около 700 свай. Территория школы занимает 3 гектара. Здесь есть стадион, полоса препятствий, площадка для игровых видов спорта, беговая дорожка, тренажерный хаб и площадка для подвижных игр. Всего в школе занимаются десятком видов спорта. Основные дисциплины – самбо и фехтование.


В новом здании также прекрасный актовый зал на 300 мест и большая библиотека. Столовая с обеденным залом на 310 мест уже стала призером краевого конкурса «Лучшая столовая городской школы 2023».

Медицинский блок в школе расширенный, есть две палаты для пациентов. Дело в том, что летом здание школы используется для детского отдыха – здесь вновь открылся оздоровительный лагерь «Ласточка». Так, построив школу, детям еще и вернули место для отдыха.


Комнаты для проживания летом обустраивают в отдельном блоке для младших классов с просторными кабинетами и игровыми. Планировка здания изначально предполагала такую трансформацию. Лагерь рассчитан на 100 детей. Первым же летом после открытия нового здания школы здесь организовали три тематические смены: интеллектуальную, творческую и спортивную.

В городе Чернушка Пермского края построили новый трехэтажный корпус для школы № 5 на 825 мест. Строительство стало возможным благодаря нацпроекту «Образование». 


Общая площадь здания более 17 тысяч квадратных метров. Помимо классов и кабинетов, здесь нашлось место для библиотеки с читальным залом, медицинского и кухонного блоков, просторной столовой и актового зала. В новом корпусе также три спортивных зала.


На пришкольной территории установили спортивные и игровые комплексы и оборудовали стадион. По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, новое здание поможет снизить нагрузку на школу, где во вторую смену учится порядка 1,5 тысяч школьников.

В тульском ЖК «Балтийский» построили школу на 1100 мест, в которой учатся ребята из пяти новых микрорайонов.


В здании 16 кабинетов начальной школы, 28 кабинетов для среднего и старшего звена, два спортивных зала, гимнастический и хореографический залы, актовый зал, информационно-библиотечный центр, столовая с обеденным залом на 550 мест. Школа построена в год 200-летия великого педагога Константина Ушинского и будет носить его имя.


Ученики школы-новостройки могут выбирать один из профилей образования: педагогический, физико-математический или химико-биологический. В школе также организуют мини-технопарк, лабораторию прототипирования, театральную и телестудию.

Так назвала новую гимназию «Эврика» в анапском микрорайоне Горгиппия жительница города и мама одного из учеников Светлана Лысковская. Пока больше ни в одной другой местной школе не учат этике и хореографии. А всего в 2023 году в Анапе открыли три новые школы по нацпроекту «Образование» и у каждой – свои плюсы.


Гимназия в Горгиппии рассчитана на 1550 мест. Здесь есть специализированные естественнонаучные классы, лингафонные кабинеты для изучения иностранного языка, а также классы черчения, рисования и труда, укомплектованные самым современным оборудованием. В гимназии есть даже кабинет металлообработки. Кроме того, в здании оборудованы три спортзала, большой актовый и читальный залы, медицинский блок. На пришкольной территории разбили игровые и спортплощадки, баскетбольное и футбольное поля. Для безопасности территорию оборудовали системой видеонаблюдения.

1 сентября в Ставропольском крае открылись две новые школы, построенные благодаря нацпроекту «Образование». Школа на 1 тысячу мест находится в Кисловодске, на улице Замковой. Для удобства здание поделили на блоки: административный, учебный, спортивный со столовой и актовым залом, а также медицинский. В школе предусмотрены большая библиотека с книгохранилищем и читальным залом, спальня-игровая для младшеклассников, бассейн на пять дорожек.


Вторая школа на 696 учащихся открылась в селе Прасковея Буденновского округа. Здесь тоже есть плавательный бассейн, два спортивных и актовый залы и даже музей. Школе дали имя уроженца села, Героя России Алексея Мороховца. На ее территории оборудовали поля для баскетбола и волейбола, теннисный корт, площадки для настольного тенниса, зоны для спорта, отдыха и подвижных игр. Также на базе школы заработал центр дополнительного образования «Точка роста». Здесь ребята могут осваивать программирование и робототехнику, углубленно изучать физику, химию и другие естественнонаучные предметы. Все оборудование уже закуплено. За последние 10 лет на Ставрополье заработали 20 новых школ. Восемь из них открыты по нацпроекту «Образование».

Обратная связь

Там, где вы живете, построили новую школу? Или отремонтировали ту, в которой ваши дети учатся уже не первый год? Можем рассказать об этом в одной из публикаций. Пишите нам!

  • Урок выживания
  • Образование в приоритете
  • Цифровая грамота
  • Школа для людей
  • Мобильные источники знаний
  • Научный старт
  • Погрузиться в прошлое, чтобы выбрать будущее
  • Учеба с видом на отдых
  • Школьникам добавили комфорта
  • И технарям, и театралам
  • Лучшая в городе
  • Точка роста на Ставрополье
  • Обратная связь