национальные проекты России

Школы с ориентиром на практику: как меняется среднее образование благодаря нацпроектам

Красивые удобные здания, оборудованные классы и лаборатории, современные учебные программы, дополнительные кружки и секции – для школьников, а соответственно, и их родителей все это одинаково важно. С 2025 года за среднее и дополнительное образование отвечает нацпроект «Молодежь и дети». Ремонт и строительство школ продолжаются, и еще больше внимания уделяется программам образования.

Новые во всем

Обновление школ было одним из основных направлений нацпроекта «Образование». Капитальный ремонт по нему провели более чем в 4,9 тысячах школ. Каждая из них получила новую мебель, все необходимое для уроков труда и лабораторных занятий. Всего за шесть лет современное оборудование предоставили более 76% российских школ. В них учится более 12 млн детей. Еще более 1600 школ с 2019 по 2024 год построили с нуля. И особое внимание уделялось селам и малым городам.

С 2019 по 2024 год менялось и само содержание обучения. Программы обновляли и дополняли, делали их более актуальными и ориентированными на практику. А школьные учителя проходили курсы повышения квалификации, совершенствуя свою работу.

Развиваем таланты

Благодаря нацпроекту удалось выстроить систему бесплатного дополнительного образования. Основной фокус – на научно-техническом творчестве, робототехнике, освоении языков программирования. Такой подход помогает готовить будущих талантливых изобретателей, инженеров, программистов и других специалистов, необходимых в ключевых отраслях экономики. В «IT-кубах» школьники программируют, разрабатывают мобильные приложения, учатся работать с искусственным интеллектом и создают компьютерные игры. В регионах России сейчас более 300 таких центров. Ребята, которые здесь занимаются, пробуют себя в решении реальных «взрослых» задач. Например, в этом году на базе «Точек роста» проходит хакатон для школьников и студентов – участники разрабатывают 3D и VR-кейсы для ведущих компаний России. Среди призов для победителей – специализированный образовательный курс.


В детских технопарках «Кванториумах», также работающих по всей стране, школьники бесплатно занимаются на курсах робототехники, 3D-моделирования, промышленного дизайна, виртуальной и дополненной реальности. Все необходимое для разработок предоставляют центры. Ребята могут программировать дроны, печатать детали на 3D-принтере, собирать роботов по собственным чертежам. Всего в России 135 «Кванториумов» и 329 школьных «Кванториумов».


Есть еще и мобильные «Кванториумы». Эти передвижные лаборатории приезжают в небольшие города и села, где нет возможности открыть стационарный клуб технического творчества. Мобильные станции оснащены VR-оборудованием, лазерными резаками, станками для прототипирования, а занятия проводят лучшие педагоги и инженеры. 85 мобильных «Кванториумов» работают в сельской местности 70 регионов.


В образовательном центре «Сириус» и «Мини-Сириусах» в регионах талантливые школьники учатся по углубленным программам, занимаются спортом и творчеством. На базе «Сириусов» проходят детские олимпиады, фестивали и концерты. Школьники приезжают в «Сириусы» как в лагерь отдыха – с проживанием. Это уравнивает возможности ребят из разных уголков страны. Еще проще стать участником онлайн-школы «Сириуса», где преподают алгоритмику и лингвистику, биологию и комбинаторику, теорию вероятностей и анатомию. В ней занимаются более 350 тысяч учеников.


При школах в малых населенных пунктах работают центры «Точка Роста» – здесь школьники осваивают современные цифровые, естественно-научные и инженерные специальности. Всего открыто 19965 центров, в них занимается каждый третий российский школьник.

Программируя будущее

С 2025 года обновление школ и модернизация среднего образования стали задачами нацпроекта «Молодежь и дети». Ремонт зданий, обновление оборудования продолжатся. К 2030 году отремонтируют еще более 8 тысяч школ. Строительство школ также продолжится.


Программы обучения все больше ориентируются на практику. На уроках труда школьники осваивают современные учебные станки с ЧПУ, программируют и моделируют. Все более важное место в учебном плане отводится занятиям по профориентации и экскурсиям на предприятия. Так ребята получат возможность познакомиться с разными специальностями и определиться с профессией еще до выпускных классов.


По федпроекту «Ведущие школы» до 2030 года в регионах откроют 12 флагманских школ – там будут опробоваться новые технологии преподавания и программы.

Новое здание старейшей в Лебедяни Липецкой области школы номер №2 открылось в 2024 году. Она работала с 1937 года и занимала сначала одно, а затем два исторических здания. Сейчас комплекс из трех корпусов общей площадью 22 тысячи м2 вмещает 1200 учеников.


Условия в обновленной школе стали гораздо лучше – просторные классы, большая столовая вместо маленького буфета. В кабинетах и мастерских высокотехнологичное оборудование. Современные учебные станки установили в слесарной и столярной мастерских. Обустроили современные кабинеты кройки и шитья, кулинарии, информатики и 3D-моделирования. А для занятий спортом предназначены два спортивных зала, кабинет хореографии и современный стадион с игровыми площадками.

В Рязанской области в 2024 году сделали капитальный ремонт в шести школах – Хрущевской школе Старожиловского района, Заборьевской школе Рязанского района, Ленинской школе Александро-Невского района, школе №6 города Сасово, школе №34 и гимназии №2 в Рязани.


Здания обновили, в них завезли новую мебель и оборудование для занятий. Отремонтировали столовые и пищеблоки, чтобы обеспечивать детей горячим питанием. А в Хрущевской школе дополнительно создали центр детских инициатив и творчества, где ребята занимаются после уроков. Пришкольные территории также благоустроили.

В поселке Дубенки в Нижнем Новгороде построили школу на 1500 мест. Открытие состоялось в августе 2024 года, накануне начала учебного года. Школа в поселке была очень нужна – рядом большой новый микрорайон «Цветы», где много детей.


Общая площадь нового учебного комплекса – 29 тысяч м2. Начальные классы занимаются в трехэтажных корпусах, ученики средней и старшей школы – в четырехэтажных. Особое внимание уделили физкультуре и спорту. В двух универсальных залах проводят уроки физкультуры, еще один маленький предназначен для фитнеса и спортивных секций. На пришкольной территории оборудовали спортивные площадки, подходящие детям разных возрастов.


В новой школе есть культурно-информационный блок, просторная столовая и медицинская часть. Также созданы условия для удобства маломобильных учеников и посетителей.

В Перми отремонтировали школу №44 в микрорайоне Заостровка, построенную 60 лет назад. Поменяли коммуникации, обновили фасад, кровлю, помещения. Внутри организовали современное многофункциональное пространство: проектные мастерские, исследовательские лаборатории, просторные кабинеты, малый и большой спортивные залы. В классах установили современное оборудование.


Изменилась не только обстановка, но и содержание обучения. Здесь создается открытое образовательное пространство «Школа возможностей». Одно из направлений – развитие социального предпринимательства. Ребята будут самостоятельно разрабатывать и реализовывать социально значимые проекты.

Обратная связь

Там, где вы живете, построили новую школу? Или отремонтировали ту, в которой ваши дети учатся уже не первый год? Расскажите об этом нам!

  • Новые во всем
  • Развиваем таланты
  • Программируя будущее
  • Практика для будущих профессионалов
  • Новые школы по старым адресам
  • Спорт на уроках и после
  • Вырастить социальных предпринимателей
  • Обратная связь