национальные проекты России

На высоком уровне: как беспилотная авиация способствует росту экономики

Сделать картографическую съемку, обработать посевы, доставить лекарства в тайгу – дроны упрощают многие процессы. Сейчас в нашей стране активно развивается разработка и производство БАС. Десятки колледжей и вузов готовят специалистов в области создания и управления беспилотниками, а возможность попробовать себя в управлении ими есть даже у школьников. Благодаря нацпроекту «Беспилотные авиационные системы», стартовавшему в 2024 году, эта перспективная отрасль набирает обороты.

Полет нормальный

Технологии применения БАС интенсивно развивают в России последние несколько лет. В 2024 году рынок гражданских беспилотников вырос почти на 30%, с 25,7 до 36 тысяч единиц, а к 2030-му он составит уже 46,2 тысяч единиц.


Наиболее востребована беспилотная техника в нефтегазовом секторе и энергетике. В горнодобывающей промышленности дроны используют, в частности, для геологоразведки – они быстро собирают информацию об участке, где планируют добывать нефть или газ. На основе этих данных создают точную карту местности и 3D-модель месторождения. Кроме того, беспилотники позволяют в несколько раз ускорить и удешевить разведку.


Дроны применимы везде, где необходима точная съемка земной поверхности – для составления карт, планов местности, мониторинга в режиме реального времени. Трехмерные модели ландшафта, созданные с применением беспилотников, подключенных к ИИ, позволяют оценить участок для застройки или добычи, предусмотреть возможные риски – например, оползни или подтопления. Беспилотники также могут контролировать сам процесс разведки или строительства, чтобы вовремя заметить и исправить любой недочет.


Мониторинг состояния электросетей с помощью БАС позволяет проверить километры линий за несколько часов вместо нескольких дней или даже недель, которые понадобятся, если делать ту же работу обычными методами.


Активно беспилотники используют и в лесном хозяйстве – для контроля за состоянием территории, отслеживания лесных пожаров. С помощью дрона можно обнаружить потенциальный очаг возгорания и потушить его еще до того, как пожар нанесет ущерб.


В агросекторе с помощью дронов удобряют поля и защищают урожай. Это намного эффективнее, чем использовать малую авиацию – дроны дешевле в использовании, распыляют подкормки точнее и экономичнее. Еще одна обширная область применения БАС – капитальное строительство. Дроны позволяют отслеживать изменения на объекте, рассчитывать сроки окончания работ. Также беспилотники откроют новые перспективы для развития доставок грузов в Арктике и районах Крайнего Севера, дистанционного управления речным транспортом.


Чтобы покрыть потребности в гражданских беспилотниках, необходимо наращивать их производство – если в 2023 году в России выпустили 6 тысяч дронов, то в 2024-м – уже более 16 тысяч без учета образовательных машин. К 2030 году мощность производства возрастет до 32 тысяч российских БАС.

Помощь на старте

Основной разработчик отечественных беспилотных технологий – сеть научно-производственных центров, которая развивается по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». В 2023 году первый НПЦ заработал в Москве. Сейчас в России 23 научно-производственных центра беспилотных авиационных систем.


«В рамках нацпроекта уже больше четырёхсот отечественных компаний стали резидентами научно-производственных центров. В них создаются мощности для исследований и производства беспилотников» – отметил Президент России Владимир Путин, выступая в январе 2025 года на совещании по развитию беспилотных авиационных систем.


К 2030 году по нацпроекту создадут сеть из 48 НПЦ, объединяющих разработчиков и производителей.


Поддержка по нацпроекту предусмотрена и для наиболее перспективных научных работ, которые относятся к одному из девяти приоритетных направлений в сфере БАС. В 2024 году помощь получили авторы 29 научно-исследовательских работ. К 2030 году уже 55 беспилотных технологий, представляющих прикладной интерес, получат поддержку в реализации на всех этапах, включая создание образцов и испытания на опытных полигонах.


Значительно упростил внедрение новых технологий декларативный метод сертификации БАС, принятый в 2024 году. Раньше каждая новая модель беспилотника для получения сертификата проходила летные испытания, что требовало выпуска дополнительных образцов. Теперь достаточно сертификационных испытаний, которые проводит сам разработчик. Средний срок сертификации сократился с 18 до 5 месяцев. К 2030 году он составит всего 1 месяц.

Встать на крыло

Потребность экономики в беспилотных устройствах будет расти с каждым годом. Так что понадобится и много молодых специалистов – инженеров, программистов, аналитиков, разработчиков ИИ. Начинать изобретать, собирать дроны и управлять ими школьники могут в клубах научно-технического творчества, которые открыты в большинстве регионов.


С 2024 года более чем в 500 российских школах и колледжах действуют образовательные программы по БАС. В прошлом году учебные заведения выпустили свыше 10 тысяч специалистов. К 2030 году программы в области беспилотных авиационных технологий будут преподавать в 42,8 тысяч учебных заведениях. К этому времени обучат не менее 1 млн специалистов. Но речь идет не только о подготовке кадров для нужд экономики и производства достаточного количества дронов.


«Наша с вами цель гораздо шире. К 2030 году Россия должна войти в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиационных систем», – подчеркнул Владимир Путин на совещании по развитию беспилотной авиации.

Группа компаний «Геоскан» – одно из ведущих высокотехнологичных российских предприятий в области разработки и производства беспилотников, ключевой поставщик БАС по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». Предприятия «Геоскан» работают в 26 регионах.


Компания производит дроны гражданского назначения различной специализации, в том числе для кубсатов (малых космических аппаратов), авионики, а также средства беспроводной связи, сенсоры для БАС и кубсатов, беспилотные системы и системы навигации в помещениях для STEAM-образования (интеграции научных, технических, инженерных и математических дисциплин) и соревнований по робототехнике.


В 2025 году «Геоскан» представил первый российский образовательный коптер с бортовым искусственным интеллектом «Геоскан Пионер Мини 2». В этом году также запустят производство образовательных беспилотников «Геоскан Пионер» в особой экономической зоне «Технополис Москва».


Развивая образовательное направление, компания сотрудничает с колледжами и вузами, а также с университетами за рубежом. С 2017 года «Геоскан» выпускает квадрокоптеры «Геоскан Пионер» – учебную модель, на которой студенты отрабатывают навыки пилотирования, программирования и конструирования. Всего компания произвела более 30 тысяч устройств линейки «Пионер» и создала на ее базе образовательную экосистему. Это несколько моделей квадрокоптеров, соревновательный полигон, симуляторы полетов.


Компания готовит специалистов по БАС в своих корпоративных учебных центрах в Москве и Санкт-Петербурге, а также участвует в организации Всероссийского чемпионатного движения «Профессионалы».

В Ярославской области наладили серийный выпуск малоразмерных авиационных поршневых двигателей мощностью до 15 л.с. Производство развивается на базе научно-производственного центра БАС Ярославской области. Здесь создают территориально-производственный инновационный кластер.


По проекту объем производства составит порядка 6000 двигателей в год. Этого достаточно, чтобы закрыть потребности отрасли в двигателях такого класса почти на 100%. Регион активно поддерживает нацпроект, в частности принял программу «Развитие беспилотной авиации в Ярославской области».


Еще одно важное направление – подготовка квалифицированных специалистов. На базе Рыбинского государственного научно-технического университета им. Соловьева открыли лабораторию малых беспилотных авиационных систем. Первыми студентами стали инспекторы Росрыболовства из Ярославской, Ивановской и Костромской областей. Они учатся использовать беспилотники, чтобы следить за акваториями, выявлять браконьеров и незаконную застройку в водоохранных зонах.

В Свердловской области дроны помогают выращивать урожай. Специалисты Уральского государственного аграрного университета запустили проект по обработке полей с помощью беспилотников. Агродроны не повреждают посевы и работают быстрее и эффективнее тракторов. БАС могут опрыскивать поля удобрениями, а также защищать будущий урожай от вредителей и сорных трав. Использование дронов позволяет распределять удобрения более точно и эффективно, снижая их расход.

Обратная связь

У вас есть проект по использованию дронов или вы учитесь управлять БАС? Расскажите нам об этом.

  • Полет нормальный
  • Помощь на старте
  • Встать на крыло
  • Пионеры беспилотных технологий
  • Тысячи двигателей из Ярославской области
  • Дроны теснят тракторы
  • Обратная связь