
Что такое современное дополнительное образование?
По всей России работают центры дополнительного образования, где дети раскрывают свои способности, учатся новому и заводят друзей:
- «Точки роста»,
- «IT-кубы»,
- «Кванториумы»,
- региональные центры для одаренных детей и молодежи «Мини-Сириус»,
- «Дома научной коллаборации».
Здесь преподают эксперты с большим опытом, а теория всегда подкрепляется интересной практикой. Ребята углубленно изучают школьные дисциплины и осваивают программирование, изобретают и моделируют. Такой подход не только помогает молодежи определиться с будущей профессией, но и повышает шансы на успех в тематических конкурсах, олимпиадах и хакатонах: зачастую призеры и победители получают преимущества при поступлении в вуз.
Все занятия – бесплатные.
В последние годы система детского дополнительного образования интенсивно развивалась по национальному проекту «Образование», который стартовал в 2019 году и успешно завершился в 2024-м. Центры для детей и подростков открывали по всей России, причем особое внимание уделяли малым населенным пунктам и отдаленным регионам.
Самая важная задача, которую поставил перед Правительством Президент России Владимир Путин – создать равные возможности для всех детей и объединить ресурсы общего и дополнительного образования. Сегодня меры по его улучшению заложены в Концепции развития дополнительного образования на 2025–2030 годы, в центре внимания – доступность и качество, обновление содержания, а также увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Как записаться?
Записать ребенка на занятия можно на сайте Госуслуг. Для этого нужно авторизоваться, перейти в раздел «Образование», выбрать «Запись в кружки и секции», затем – свой регион и муниципалитет, найти нужную программу, заполнить заявление, указав данные ребенка, подтвердить согласие на обработку персональных данных.
Подобрать подходящие занятия для ребенка в своем регионе можно также с помощью Навигатора дополнительного образования детей. На портале содержится информация о реализуемых программах и образовательных организациях, в том числе негосударственных.
«Точки роста»
«Точки роста» – самые массовые центры дополнительного образования, их посещает каждый третий российский школьник. По всей стране уже открыто 19965 таких центров на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. В «Точках роста» школьники могут заниматься цифровыми, естественно-научными, технологическими и гуманитарными дисциплинами.
«Кванториум»
В технопарках дети и подростки в возрасте от 5 до 18 лет пробуют себя в инженерном деле и овладевают цифровыми технологиями. Ребятам доступны 14 базовых направлений обучения, в том числе робототехника, беспилотная авиация, программирование и 3D-моделирование. При этом регионы сами могут добавлять актуальные для них направления обучения. В Севастополе, например, ребята изучают морское дело. Всего в России 464 технопарка «Кванториум», в том числе 329 – на базе общеобразовательных организаций.
«IT-куб»
Центры подходят тем, кто хочет научиться программировать, разрабатывать мобильные приложения, разбираться в кибербезопасности и взаимодействии с искусственным интеллектом. В более 300 «IT-кубах» по всей стране ребята в возрасте от 5 до 18 лет занимаются по таким направлениям обучения, как «Программирование на Python», «Разработка VR/AR-приложений», «Системное администрирование», «Программирование на Java», «Основы алгоритмики и логики».
«Мини-Сириусы»
Для одаренных детей и молодежи созданы региональные центры, работающие по модели Образовательного центра «Сириус», сейчас их 85. В «Мини-Сириусах» несколько направлений обучения: наука, искусство, спорт. Программы реализуются в том числе в дистанционном формате. Научные, творческие и спортивные дисциплины преподают педагоги ведущих университетов и известные ученые, профессионалы своего дела.
«Дома научной коллаборации»
На базе ведущих вузов созданы центры научного образования детей «Дом научной коллаборации» (ДНК). Всего в России 30 таких центров. В них школьники получают уникальную возможность решать научные задачи вместе с настоящими учеными и чувствовать себя причастными к миру науки.
Приобщиться к драматическому искусству или начать заниматься спортом можно и в своей школе. Для этого здесь есть школьные театры и спортивные клубы.
Как записаться?
Записать ребенка на занятия можно на сайте Госуслуг. Для этого нужно авторизоваться, перейти в раздел «Образование», выбрать «Запись в кружки и секции», затем – свой регион и муниципалитет, найти нужную программу, заполнить заявление, указав данные ребенка, подтвердить согласие на обработку персональных данных.
Подобрать подходящие занятия для ребенка в своем регионе можно также с помощью Навигатора дополнительного образования детей. На портале содержится информация о реализуемых программах и образовательных организациях, в том числе негосударственных.
Побеждать с «Точкой роста»
Ребята из Алнашского района Удмуртии часто занимают призовые места в региональных и всероссийских конкурсах технического творчества. Этому способствуют занятия в центрах «Точка роста».
В Удмуртии открыты 164 «Точки роста», семь из них – в Алнашском районе. Центры работают на базе общеобразовательных школ и оснащены современным оборудованием, в том числе компьютерным, на котором школьники могут осваивать цифровые технологии и робототехнику, проводить свои первые научные опыты и исследования. В «Точках роста» занимаются и ученики школы, в которой открыт центр, и ребята из соседних образовательных учреждений.
Один из первых центров технического творчества в регионе открылся в 2020 году в Байтеряковской школе Алнашского района. В кружках по 3D-моделированию, дизайну, шахматам, шашкам и другим направлениям занимаются 96 ребят. В прошлом году они взяли серебро на региональном этапе всероссийского чемпионата по программированию и пилотированию дронов, победили на межрегиональном фестивале «Кванториум» в Москве, завоевали призовые места на республиканском турнире по финансовой грамотности.
Квант моря
В городском «Кванториуме Севастополя» школьники могут найти занятие по душе. Они программируют, изобретают, создают модели на 3D-принтере, повышают финансовую грамотность, учатся управлять БАС. В прошлом году команда из Севастополя вышла в финал Всероссийского фестиваля юных первооткрывателей «Подключенное будущее», который проходил в Москве. Из 28 регионов России приехали 90 школьников и их преподавателей, так что конкуренция была серьезной.
Первое место в старшей категории направления «Умная подводная техника» занял Владислав Лернер. Его наставник – преподаватель «Кванториума» Владимир Графт. Бронзу в младшей категории направления «Умная добыча и транспортировка» получила Анастасия Вязовская, ученица Валерия Ткаченко. Ребята отлично справились с заданиями, потому что хорошо подготовились.
В севастопольском «Кванториуме» есть особое направление – «Мариквантум», где изучают строение судна и электронные приборы, разрабатывают и моделируют надводные и подводные аппараты. Есть и другие интересные направления. Например, управление беспилотниками.
В прошлом году на Всероссийском конкурсе «Кибердром» участники из команды «Севастополь», в составе которой были воспитанники «Кванториума», обыграли в четвертьфинале соперников с подмосковного завода «Вертолеты России». БАС на полигоне в Москве управляли в режиме реального времени из Севастополя.
Управление дронами – полезный навык, который наверняка пригодится ребятам в будущем. Уже сейчас БАС используют для геологоразведки и мониторинга лесных пожаров, составления карт и орошения полей, доставки грузов в труднодоступные места и 3D-моделирования промышленных объектов.
Робототехники международного уровня
Ребята из «Кванториума» города Кирова в 2024 году побывали на финале международных соревнований MakeX в Китае. В состав российской сборной вошли четверо кировских кванторианцев. Егор Спиридонов и Максим Лысов (команда «Синяя комета») стали победителями всероссийского финала соревнований MakeX. А команда «Вятичи» – Максим Елизаров и Роман Чех – призером. Ребят сопровождала педагог по робототехнике Мария Вотинцева.
Путевка в Китай досталась в трудной борьбе – всероссийский этап MakeX собрал более 40 команд и свыше 200 участников со всей России. В робототехнических состязаниях команды объединялись в альянсы и совместно управляли роботами, выполняя задания на специальном поле. Участники заранее сконструировали роботов и отладили программы.
На международном финале MakeX в китайском Шэньчжэне команда «Вятичи» заняла 31 место среди более 300 команд. Ребята учились работать в международных командах. Этот опыт оказался интересным и полезным для всех. Роман Чех признался, что соревнования поразили его масштабом.
Хакатон высшего качества
В прошлом году в «Кванториуме Ставрополь» регулярно занимались 828 школьников. Для транспортировки ребят из сел Надежда, Пелагиада и Михайловск был организован специальный автобус.
Всего за 2024 год детский технопарк провел 16 фестивалей, конкурсов и других мероприятий, посвященных техническому творчеству. Их посетили 4622 школьника. В числе ярких событий – региональная онлайн-олимпиада по цифровой грамотности, в которой приняли участие 2 тыс. человек.
Летом «Кванториум» работает как летний научный лагерь. В прошлом году было организовано пять тематических смен:две для младшеклассников – «Инженерные каникулы», три для подростков – «Покорение космоса», «Арктика» и «Game-дизайн для настольных игр».
Ежегодно на базе «Кванториума» проводят региональный Хакатон детских команд «Цифровые навыки». В прошлом году он прошел экспертизу Минпросвещения РФ и был включен в перечень высокорейтинговых мероприятий на 2025 год. Теперь имена победителей Хакатона будут вносить в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР). Ребята из этого списка могут претендовать на грант Президента РФ, участие в конкурсах и программах фонда «Талант и успех».
От виртуальности к реальным профессиям
«IT-куб» на базе Оренбургского колледжа экономики и информатики работает уже пять лет. Здесь подростки занимаются программированием на Python, создают игры на платформе Roblox, осваивают графический дизайн, разрабатывают приложения, программируют роботов и многое другое. Такие занятия позволяют ребятам легко определиться с будущей профессией.
В ноябре 2024 года на базе оренбургского «IT-куба» прошел финальный этап Всероссийского хакатона по виртуальной и дополненной реальности «ProVR». В состязании приняли участие представители 14 регионов России – 87 школьников, обучающиеся в центрах «IT-куб», инженерных классах и технопарках «Кванториум». Программа хакатона состояла из трех основных направлений: AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность) и 3D.
Олимпийцы с Ямала
Школьники Ямало-Ненецкого автономного округа участвуют в интенсивных образовательных сменах, которые проходят в Президентском Лицее «Сириус» и в школе «Сверхновая». Там талантливые ребята, прошедшие серьезный конкурсный отбор, готовятся к Всероссийским олимпиадам по биологии и химии, конкурсам проектов в сфере естественных наук, инженерии и ИТ.
Юные химики и биологи решают сложные задачи, осваивают современные лабораторные методы, углубленно изучают биохимию, молекулярную биологию и генетику. Многие проекты связаны с экономикой Ямала, которую сегодняшним школьникам предстоит развивать в будущем. Нефтехимики исследуют свойства нефтепродуктов; инженеры разрабатывают судно для доставки грузов в отдаленные поселения; ИТ-специалисты создают проекты на основе нейроинтерфейсов.
Свободное время участники смены проводят интересно и насыщенно: посещают творческие мастер-классы, знакомятся с достопримечательностями федеральной территории «Сириус» и Красной Поляны. Для ребят, которые проходят интенсив в школе «Сверхновая», организуют прогулки по «Охта парку» и экскурсии в Эрмитаж.
Из Орлят в лидеры
В молодежных и детских объединениях, которые продолжают лучшие традиции, сформировавшиеся в нашей стране, ребята получают возможность раскрыть свои таланты и способности, найти друзей и стать участниками интересных и важных событий. Самое значимое объединение – «Движение первых».
Первая ступень Движения – программа развития социальной активности учеников начальных классов «Орлята России». Ребята могут познакомиться с деятельностью «Движения Первых», попробовать себя в его проектах. Наставниками Орлят выступают участники первичного отделения «Движения Первых» из старших классов.
В объединении «Орлята России» дети знакомятся с историей родной страны, учатся дружить, проявлять инициативу и быть лидерами, занимаются спортом. Занятия по семи основным направлениям «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Доброволец», «Орлёнок – Спортсмен», «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» проходят в занимательной игровой форме.
Ежегодно в программе «Орлята России» участвуют более 170 тыс. начальных классов – это 4 млн юных Орлят и свыше 150 тыс. их учителей. Присоединиться к ним можно командой-классом. Нужно зарегистрироваться на сайте.
Работа «Движения Первых отвечает задачам нацпроекта «Молодежь и дети» и синхронизирована с Минпросвещения России в области дополнительного образования. Участники могут присоединяться к флагманским проектам «Движения Первых» туристической, спортивной направленности, школьным хорам, театрам, работе юннатов.
Основы движения – уважение к традициям и культуре народов России, историческая преемственность и сопричастность судьбе страны. Движение объединяет более 12,5 млн участников, 1,8 млн из них – участники-наставники. Большинству участников от 6 до 25 лет.
Присоединиться к нему довольно просто. В 89 регионах открыты более 51000 первичных отделений «Движения Первых». Порядка 80% – в школах, СПО и вузах, около 20% – в молодёжных центрах, учреждениях культуры, спорта, ресурсных центрах, детских лагерях, организациях для детей-сирот, на предприятиях.
Первичные отделения «Движения Первых» открывают в том числе на базе организаций системы дополнительного образования.
На базе региональных и муниципальных организаций детского и юношеского творчества создают Центры «Движения Первых». Они активно работают в 89 субъектах Российской Федерации. Центры – важная часть социальной инфраструктуры муниципального образования, они способствуют развитию детей и молодежи, организации муниципальных этапов проектов и мероприятий. Их важная миссия – поддержка и реализация детских инициатив.
«Движение Первых» выдает гранты колледжам, музеям, домам детского творчества, компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые создают возможности для творчества и самореализации детей и молодых людей до 25 лет. Это могут быть научные конкурсы, творческие фестивали, волонтерские акции, спортивные праздники.
Десятилетний командир
Кириллу Лозовому из Таганрога всего десять лет, а он успевает учиться на «отлично» и заниматься бальными танцами, снимать видео и участвовать в патриотических и благотворительных акциях. Кирилл состоит в «Движении Первых» и таганрогском волонтерском центре «ТагВолонтер», командует юнармейским отрядом «Вихрь». Мальчику очень нравятся уроки русского языка, а еще он не может дождаться, когда начнется школьный курс географии и истории – предметов, которыми он увлекается с детского сада. Кирилл знает практически все страны и их столицы, с легкостью ориентируется на политической карте мира. Его любимые периоды в истории – Октябрьский переворот, Вторая Мировая война.
Мальчик часто побеждает в различных состязаниях и недавно выиграл в конкурсе «Гимн России понятными словами». Участникам надо было за 90 секунд объяснить словосочетание «священная держава». Кириллу хватило времени только на трактовку слова «держава», однако он все равно стал лучшим.
В качестве награды за первенство в историческом квесте «Вечные звезды», который выиграли Кирилл, его мама и папа, вся семья побывала на Красной площади в Москве на параде к Дню Победы.
Обратная связь
Хотите записать ребенка в центр дополнительного образования или он уже там занимается и добился успехов? Расскажите нам об этом.