Что такое БАМ
Важнейшая транспортная артерия страны, проходящая по Иркутской области, Забайкальскому краю, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю от Тайшета до Советской Гавани.
БАМ проложен по территориям со сложным гористым рельефом и высокой сейсмической активностью, преимущественно в районах вечной мерзлоты, сплошной или островной, летом – заболоченных. Климат здесь в основном резко-континентальный – жаркое лето с температурой до +40 С и малоснежная зима с морозами до -50 С.
В регионах России, которые БАМ связывает с ее центром, добывают примерно треть всех полезных ископаемых страны. Магистраль обеспечивает выход к Тихому океану, транзит грузов с Дальнего Востока и экспортные поставки в государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
БАМ – часть Восточного полигона, проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении, реконструкция которого идет сейчас полным ходом по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Помимо Байкало-Амурской он включает Транссибирскую магистраль, которые связаны тремя линиями: Тында – Бамовская, Новый Ургал – Известковая и Комсомольск-на-Амуре – Волочаевка.
Дорога на века
Довоенная стройка
Комсомольская стройка
Новую страницу в строительстве дороги открыли в 1967 году, когда вышло постановление «Об усилении изысканий БАМа».
На смену советского этапа развития БАМа пришли современные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, существенной частью которого является БАМ. С 2013 года ОАО «РЖД» реализует комплекс мероприятий в рамках его модернизации, продолжающих стратегический вектор развития страны, освоения территорий и укрепления ее связанности.
Новые пути
БАМ удваивает мощность
Это казалось невозможным
Историю дедушки и бабушки – Александра Ивановича и Аллы Федоровны Клоковых – рассказывает Александра Клокова, руководитель пресс-службы студенческого педагогического отряда «Горячее сердце» и студентка второго курса факультета математики и компьютерных наук Кубанского Государственного Университета.
Огромнейший жизненный опыт
Кирилл Сопкин – командир студенческого сервисного отряда «Ультра» и студент четвертого выпускного курса Омского техникума железнодорожного транспорта по специальности «электроснабжение». Он рассказывает, как отправился на БАМ по стопам дедушки, Виктора Николаевича Сопкина.
Деревья не вырубали, а сохраняли
Солодовников Геннадий - дедушка бойца студенческого педагогического отряда «БЭМС» - Солодовниковой Софии Олеговны.
Встретил спутницу жизни
Дарья Хомякова – студентка третьего курса Иркутского государственного университета путей сообщения и комиссар студенческого строительного отряда «Великий» – ездила работать на БАМ два года подряд в составе студотряда. Когда-то Байкало-Амурскую магистраль строил ее дедушка, Сергей Иванович Толстых.
Цифры БАМа
Построено на БАМе
15 343 м длина Северомуйского тоннеля – одного из наиболее сложных объектов строительства Байкало-Амурской магистрали. Он самый протяженный в России и пятый по длине в мире. Поезд преодолевает тоннель за 20–25 мин. Станция Ванино — важный транспортный узел, связывающий БАМ, Транссиб и автомобильную дорогу с тихоокеанскими портами. Обеспечивает сообщение с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью.
1435 м длина главного моста БАМа через Амур у Комсомольска-на-Амуре. При его строительстве внедряли технологии, которые до этого не использовались нигде в мире – реактивно-турбинное бурение скального грунта и сооружение опор на фундаментах из железобетонных оболочек.
Станция Ванино благодаря проведенной модернизации может принимать поезда длиной 71 вагон и массой 7,1 тысячи тонн вместо 2,5 тысячи тонн.
Дорога-интернационал
БАМ строили представители всех союзных республик, что отразилось и в облике, и в названиях станций и городов. Например, неофициальную столицу БАМа, Тынду, возводили москвичи – здесь есть улица Пресня, район Сокольники и Профсоюзная улица.
В Северобайкальске, который появился благодаря ленинградцам, есть Ленинградский проспект, а здание вокзала по замыслу архитекторов должно было напоминать крейсер «Аврора». Воплощение оказалось интереснее – вокзал похож на застывшую в Байкале волну (озеро всего в 300 метрах).
Станция «Звездная», возведенная комсомольцами из Армении, облицована розовым армянским туфом. «Грузинский» вокзал в поселке Ния отделан традиционной чеканкой и украшен резьбой по дереву. Фасад вокзала в Кунерме, построенного молодежью с Северного Кавказа, украшает восточный орнамент и скульптурная композиция «Дагестан – БАМу».
Значимый вклад в создание БАМа внесли студенты, которые хотели проводить лето с пользой. Они добровольно вступали в специальные студотряды и отправлялись строить важнейшую для страны магистраль. Время идет, но эта традиция живет: в этом году на легендарную стройку планируют отправиться более 3000 участников студенческих отрядов из регионов страны. Это стало возможно благодаря подписанному в 2022 году между ОАО «РЖД» и Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (РСО) меморандуму о сотрудничестве при реализации Всероссийского трудового студенческого проекта «БАМ 2.0».
Путь в отряд
Модернизация транспортной инфраструктуры
Развитие БАМа продолжается по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Он запущен в 2019 году по решению Владимира Путина, чтобы обеспечить транспортную связанность территории нашей страны.
Модернизация, а именно расширение железнодорожной сети Восточного полигона (БАМ и Транссиб) необходима для наращивания объемов грузооборота, чтобы следовать за внутренним спросом и активно развивающимся рынком Азиатско-Тихоокеанского региона. В планах на будущее строительство на БАМе второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей, а также нового моста через реку Амур.
Создание БАМа включает не только строительство тоннелей и станций, прокладку путей, но и личные истории людей, которые это делали. О некоторых из них рассказываем выше.
Провозная способность Восточного полигона в год