национальные проекты России

Авиация набирает высоту: как нацпроект развивает воздушные перевозки в России

Новые терминалы, взлетно-посадочные полосы и целые аэропорты, которые построены и реконструированы по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», – разные по масштабам и возможностям. Крупные хабы связывают регионы, развивают экономику и внутренний туризм. А малая авиация в отдаленных поселках на Сахалине, в Якутии и других регионах часто является единственным видом транспорта. До 2030 года благодаря нацпроекту модернизируют более 100 аэропортов.

Трудности перехода

В 90-е годы, когда практически все отрасли экономики испытывали проблемы, авиация не стала исключением. Дотации из федерального бюджета практически прекратились, а местные не справлялись с высоким уровнем расходов. К тому же одновременно со снижением у людей заработка повышались цены на топливо для самолетов, запчасти, техническое обслуживание, а следовательно – на авиабилеты и перевозки. Особенно пострадали дотационные регионы, зависящие от регулярного авиасообщения.


Привлечь инвестиции, преимущественно в крупные предприятия, удалось благодаря приватизации аэропортов с государственным участием, концессионным соглашениям, долгосрочной аренде. У «Аэрофлота», который на советском рынке был монополистом, появились сильные конкуренты – S7, «Красаэро», «Трансаэро», Utair. Поток пассажиров стал расти.


В 2000 году начался подъем авиаотрасли. По данным «Эксперт РА», воздушным транспортом тогда воспользовались 23 млн пассажиров, в 2005-м – 36,6 млн, в 2010 году – 56,9 млн человек.


Завершился первый этап реконструкции аэропорта «Домодедово», который после обновления вошел в сотню крупнейших хабов мира. В 2000 году поток пассажиров «Домодедова» составлял 2,7 млн человек, а в 2014-м – уже более 33 млн.


В 2005 году более 70% всех воздушных перевозок приходилось на пять крупнейших предприятий. А главной проблемой являлось состояние наземной инфраструктуры. Больше половины аэропортов построили давно и с тех пор не обновляли, практически в каждом втором не было взлетно-посадочных полос с твердым покрытием. Уровень обслуживающей техники тоже оставлял желать лучшего.


Основная часть воздушных перевозок, как пассажирских, так и грузовых, приходилась на аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга. Авиасообщение между другими городами России продолжало сокращаться.

Крылья для регионов

Определяющими для возрождения региональных перелетов стали федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы». Они предусматривали реконструкцию и строительство 60 региональных аэропортов.


К 2012 году в аэропорту Южно-Курильска реконструировали взлетно-посадочную полосу, построили перрон и новое здание аэровокзала «Менделеево». Обновили инфраструктуру аэропортов «Игарка», «Чумикан» и «Богородское». В 2014 году запустили новый аэропорт на острове Итуруп. В 2016 году построили взлетно-посадочную полосу и перрон в Палане. В 2017 году закончили реконструкцию аэродрома «Чокурдах» и взлетно-посадочной полосы в аэропорту Кызыла.

К Чемпионату мира по футболу 2018 года реконструировали сразу несколько крупных аэропортов в городах, где проходили матчи: Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре. Новые хабы построили в Ростове-на-Дону и Саранске.


В том же году закончился ремонт аэродромов в Ульяновске и Саккырыре. Норильск и Улан-Удэ получили новые взлетно-посадочные полосы, современные объекты инфраструктуры построили в Нижнекамске и Кызыле. Реконструкция здесь продолжалась, как и в Хабаровске, Магадане, Перми, Саратове, других городах. Запланировали реконструкцию еще 33 объектов, в основном на Дальнем Востоке.


Важную роль в развитии авиаперевозок сыграло послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию в 2018 году. Глава государства поставил задачу реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Изменить положение вещей: чтобы в соседнюю область не приходилось лететь через Москву, а можно было добраться напрямую.


«Для развития городов и поселков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями», – подчеркнул Президент.

Тогда же Владимир Путин поручил правительству подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры до 2024 года. В разработанный правительством «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» вошел федпроект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Он предусматривал реконструкцию 49 российских аэропортов.


Число межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов, не проходящих через Москву, необходимо увеличить с 30% до 50%. В плане федпроекта – субсидирование 175 авиамаршрутов. Активно развивается государственно-частное партнерство. За первые три месяца 2018 года подписано 12 таких проектов. Также в 2018 году заключены концессионные соглашения о реконструкции аэропортов в Новом Уренгое и Шереметьево – на основании государственно-частного партнерства. По каждому была запланирована реконструкция и расширение инфраструктуры аэропортов, строительство новых объектов.

«Модернизация транспортной инфраструктуры» – один из инициированных Владимиром Путиным нацпроектов, которые позволили систематизировать и усилить работу по самым важным социально-экономическим направлениям. Он стартовал в 2019 году.


Особое значение придается восстановлению и строительству аэродромов в населенных пунктах, где воздушное сообщение – единственный вариант перевозки людей и грузов. Уже к концу 2022 года одну из президентских задач выполнили – более 50% регулярных пассажирских рейсов в регионах прошли без пересадки в Москве.


В том же году завершилась реконструкция аэровокзала внутренних направлений в новосибирском аэропорту «Толмачево», который стал главным транзитным аэрохабом за Уралом. В Якутии обновили аэропорты «Хандыга», «Белая Гора», «Депутатский» и «Сангар» – важнейшие транспортные узлы в регионе.


В 2022 году началась реконструкция аэропорта в Грозном, столице Чеченской республики. Обновление требуется из-за возросшего потока пассажиров и грузов. Работы закончатся в 2026 году.


Завершилось строительство нового терминала в международном аэропорту Воронежа. Ожидается, что благодаря модернизации к 2030 году пропускная способность аэропорта увеличится в четыре раза, до 4 млн пассажиров в год. Весной 2024 года закончилась реконструкция аэропорта «Победилово» в Кирове – отремонтировали аэровокзал, вдвое увеличив залы ожидания, благоустроили территорию аэровокзала и запустили новую парковочную систему.


В Томском аэропорту открыли новый пассажирский терминал площадью 6,8 тысяч квадратных метров и пропускной способностью – 400 пассажиров в час и 1 миллион пассажиров в год. Весной 2025 года откроется обновленный аэропорт «Елизово» на Камчатке – инфраструктура аэропорта теперь включает конгресс-центр и гостиничный комплекс.


Усть-Камчатск начал принимать первые рейсы зимой 2024 года. До этого местный аэропорт не работал на протяжении 10 лет. Для местных жителей возможность добираться по воздуху до Петропавловска-Камчатского очень важна – полет продолжается чуть больше 1 часа, тогда как автобусный рейс по тому же маршруту – от 13 часов.


Зимой открылся и обновленный аэропорт в Певеке на Чукотке, где до этого не было капитального ремонта на протяжении 30 лет. Пропускная способность воздушной гавани увеличилась вдвое.

В 2023 году благодаря нацпроекту построили 9 взлетно-посадочных полос и 3 объекта инфраструктуры, обеспечивающих безопасные полеты. В аэропортах Южно-Сахалинска и Новосибирска открыли современные пассажирские терминалы. По итогам прошлого года оба аэропорта достигли рекорда по количеству пассажиров. Новосибирский «Толмачево» обслужил 9,093 млн человек, на 19,9% больше, чем годом раньше. Услугами аэропорта в Южно-Сахалинске более 1,4 млн человек, на 12% больше, чем в 2022 году.


Новый терминал откроется в аэропорту Благовещенска в 2025 году. Благодаря нацпроекту здесь уже построили новую взлетно-посадочную полосу, и теперь аэропорт принимает любые воздушные суда – без ограничений по взлетной массе. В 2023 году аэропорт обслужил почти 1 млн пассажиров. Ожидается, что новый терминал позволит увеличить пропускную способность аэропорта в 2,6 раза.


Международный аэропорт Томска им. Камова (Богашево) летом снова начал принимать рейсы из Сочи и Санкт-Петербурга. Благодаря нацпроекту реконструировали взлетно-посадочную полосу и удлинили ее на 300 м, до 2,5 тысяч м. Теперь здесь может приземляться больше самолетов, в том числе дальнемагистральных. А в конце августа 2024 года открылся новый пассажирский терминал.


До конца 2024 года по всей стране будет реконструировано 9 взлетно-посадочных полос и 4 объекта аэродромной инфраструктуры, а всего за время реализации нацпроекта модернизируют 100 аэропортов, от авиахабов в крупных городах до небольших аэропортов в промышленных центрах  – Депутатском, Норильске, Магнитогорске.


Дальний Восток – одно из самых важных направлений развития транспортной инфраструктуры. Из 76 аэропортов, включенных в новый нацпроект «Эффективная транспортная система», 29 находятся в ДФО. Именно эти аэропорты, согласно поручению Президента, к 2030 году должны обеспечить перевозку 4 млн пассажиров.


В середине 2025 года откроется новый аэропорт в городе Мирный Республики Саха (Якутия). Строители применяют уникальные технологии, разработанные специально для условий вечной мерзлоты.


Все это – благодаря нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Его преемник – нацпроект «Развитие транспортной инфраструктуры», который, по решению Президента России, стартует в 2025 году и продлится 5 лет. Основное внимание будет сфокусировано на поддержании уже существующей транспортной системы, созданной в предыдущие годы.


А о некоторых новых аэропортах и тех, которые буквально обрели вторую жизнь, рассказали ниже.

Международный аэропорт Челябинска им. И. В. Курчатова – ключевой аэропорт Южного Урала, важный транзитный узел между Европой и Азией. В 2023 году челябинский аэропорт обслужил 2 162 423 пассажира, на 12,5% больше, чем годом раньше.


В 2021 году здесь завершилась масштабная реконструкция по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» и государственной программе «Развитие транспортной системы». В аэропорту реконструировали и расширили взлетно-посадочную полосу, а также увеличили площадь международного терминала. Кроме того, установили навигационное оборудование, соответствующее сертификации III категории ИКАО – оно обеспечивает безопасную посадку самолетов при любых погодных условиях.


После реконструкции аэропорт Челябинска снова начал принимать международные рейсы, а его пропускная способность увеличилась до 2,5 млн пассажиров в год и 1 050 пассажиров в час.

В декабре 2023 года в 8 км от поселка Чульман открылся аэропорт «Нерюнгри». Это уже десятый аэропорт в Республике Саха (Якутия), реконструированный по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры».


Старый аэровокзал вмещал не более 100 человек и находился в здании 1987 года постройки. Новое здание имеет площадь 9 тысяч кв. м, здесь могут одновременно находится до 300 пассажиров. На первом этаже – зона вылета, стойки регистрации, пункты предварительного контроля, камеры хранения, а также административные помещения. Зона ожидания, столовая, комната матери и ребенка находятся на втором этаже.


На территории аэропорта также построили аварийно-спасательную станцию, контрольно-пропускной пункт, склад горюче-смазочных материалов и станцию водоподготовки.


«Нерюнгри» – аэропорт авиакомпаний «Аврора», «Якутия», «Газпром авиа», «Ираэро», «Нордстар» и «Сибирь». Зимой он также становится запасным для аэропорта Якутска, который иногда закрывают из-за сильных туманов.

Летом 2023 года в якутском поселке Сангар открыли новый аэропорт. Сангар – самый крупный населенный пункт и райцентр Кобяйского улуса, расположенный на правом берегу Лены.


Пропускная способность нового аэровокзала составляет 35 человек в час. Это современное трехэтажное здание, комфортное для сотрудников аэропорта и пассажиров, в том числе маломобильных. Аэровокзал оснастили вентиляцией и кондиционерами, системами оповещения и видеонаблюдения, сигнализацией и досмотровым оборудованием. Для пассажиров есть удобные залы ожидания с информационными табло, а также медпункт и комната матери и ребенка.


Старый аэровокзал, построенный в середине прошлого века, признали аварийным еще в начале 2000-х – это было деревянное здание, которое аэропорт арендовал у «Почты России». А ведь авиасообщение используется здесь с прошлого века. Наземный аэропорт в поселке Сангар был основан в 1945 году, до этого работал гидроаэропорт.

Вблизи от якутского города Мирный, неофициальной «алмазной» столицы России, строится здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса со стоянками для 18 воздушных судов. Новый аэропорт будет находится в 3 км от действующего и в 4 км от города Мирный.


Аэропорт Мирного обеспечивает воздушное сообщение с крупными городами России и служит запасным аэропортом на трансконтинентальных маршрутах. Проходимость будущего аэровокзала составит до 300 пассажиров в час – в два раза больше, чем в действующем аэропорту. Строительство идет при содействии госпрограммы «Развитие транспортной системы России» и нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».


На первом этаже в здании нового аэровокзала оборудуют стойки регистрации, зоны обработки и выдачи багажа, а также зал прилета. На втором расположатся залы ожидания и вылета, предполетный досмотр. Сдать объект планируют в 2025 году.

В августе 2024 года после реконструкции открылся обновленный аэропорт им. Ф.А. Абрамова в Архангельске. Новая аэродромная инфраструктура позволяет принимать среднемагистральные воздушные суда без ограничения по взлетной массе.


Реконструкция стала возможной благодаря поддержке федпроекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», который входит в нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Пассажиропоток аэропорта постоянно растет и уже превысил 1 миллион пассажиров. Откладывать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта было нельзя – капремонт не делали с 1983 года.


Первый этап работ включал ремонт взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, водосточной дренажной системы, установку сети электроснабжения и освещения. На втором этапе построили аварийно-спасательную станцию и учебно-тренировочный полигон, дороги для спецтранспорта, ограждения, противопожарные сооружения и котельную. Значительно обновили и пассажирский терминал – отремонтировали санузлы и потолок, установили новое освещение, заменили оборудование для досмотра и регистрационные стойки.


Аэропорт оформили в едином стиле, сделав акцент на связи Архангельска с писателем Федором Абрамовым, имя которого носит аэропорт. Фасад пассажирского павильона украшен портретом Абрамова, а в зале вылета изображен вид родной деревни писателя – Верколы.

Обратная связь

Там, где живете вы или ваши близкие, построили или реконструировали аэропорт? Расскажите об этом!

  • Трудности перехода
  • Крылья для регионов
  • Рейс состоится при любой погоде
  • Якутская десятка
  • Аэровокзал Сангара – больше не на почте
  • Небо в алмазах
  • Полеты в Архангельск без ограничений
  • Обратная связь